Непроизводные и производные предлоги - ПРЕДЛОГ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Непроизводные и производные предлоги - ПРЕДЛОГ

Цель: показать отличие производных предлогов от непроизводных, пути образования производных предлогов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, занимательная лингвистика.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Исправьте речевые ошибки:

Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

(Предостеречь от опасности, уверенность в победе, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам.)

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 294: проверка по цепочке.

2. Упражнение 295: словообразовательный разбор и разбор слова уверенность по составу; морфологический разбор слова своих у доски.

III. Изучение темы “Непроизводные и производные предлоги”

1. Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдет речь, подсказывает их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 50, с. 136.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 296: комментированное письмо.

2. Упражнение 297: устный разбор; фонетический, морфологический и синтаксический разбор - на доске.

Вывод: производные предлоги, приведенные в упражнении, образованы из наречий.

V. Занимательная лингвистика

Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому - отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины.

Этот лингвистический и политический вопрос пока так и остался нерешенным.

Домашнее задание

1. § 50.

2. Упражнение 298.






Для любых предложений по сайту: [email protected]