Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Практическая работа по теме Наречие - НАРЕЧИЕ
Цели: повторение изученного, проверка умения применять теоретические знания на практике.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарный диктант, сообщения учеников, индивидуальные задания, тест.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка
Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определенной части речи, роль в предложении.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Н.А. Заболоцкий
Комментарий. В предложении есть прилагательное (обычней) и наречие (живее) в простой сравнительной степени. Слово обычней зависит от существительного (растенье каково? - обычней), является сказуемым, а слово живее зависит - от глагола (волнует как? живее), является обстоятельством.
II. Словарный диктант
Придумать и записать словосочетания со словами:
Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, до смерти, квитанция, комбинат, конверт, мало- помалу, мельком, на лету, на миг, на глазок, на скаку, на ходу, неистово, необузданно, никак, нисколечко, ничуть, нимало, по двое, под силу, поражение, почтальон, с налёту, с разбегу, точь-в-точь, штемпель, эпидемия.
III. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 274: таблица видов орфограмм по теме “Наречие” выполняется на доске.
2. Беседа по вопросам.
Контрольные вопросы и задания по теме “Наречия” № 5-10 (с. 121).
IV. Реализация индивидуальных заданий
Сообщения учеников о происхождении некоторых наречий.
V. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) в; 2) а; 3) а, в; 4) б, в; 5) а, г; 6) б, г; 7) а, б, в.
Вариант 2: 1) б; 2) г; 3) б, г; 4) а, в; 5) б; 6) а, в; 7) а, г.
VI. Индивидуальные задания
Часть индивидуальных заданий выполняется у доски, часть - в тетрадях.
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.
Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М.Ю. Лермонтов.)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.
Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А.П. Чехов.)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн, ж и жж в словах.
Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.
Соперн...ки (не)сколькораз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)
Ответы:
1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.
2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.
3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.
4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.
Домашнее задание
Подготовка к диктанту по теме “Наречие”.