Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных - НАРЕЧИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных - НАРЕЧИЕ

Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.

Ход урока 1

I. Анализ практических работ по теме “Дефис в наречиях”

II. Проверка домашнего задания

Ученики по очереди зачитывают выписанные из художественных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.

III. Изучение темы “Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных”

1. Слово учителя.

Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что), подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наиболее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

2. Работа с таблицей.

Представим основные закономерности в виде таблицы, выполним ее на доске и в специальных тетрадях.

Слитно

Раздельно

1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, натрое)

1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по одному, по двое, на троих)

2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

2. Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

3. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

3. Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной (в открытую, в общем)

4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо)

4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лету, за границей, за границу, под мышками, из-под мышки)

5. Наречия в сравнительной степени (получше, покрасивее)

5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)

IV. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамках нас. 118-119, придумайте с ними словосочетания.

До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с налету, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 257: комментированное письмо.

2. Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.

Домашнее задание

1. § 43.

2. Упражнение 259.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Игра “Четвертый лишний”

Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение орфограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выписывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразовательный разбор и разбор слова облетевшей по составу.

III. Слово учителя (продолжение изучения темы)

Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями существительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. именных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи.

1) В начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай, потом делай.

2) Корни дерева уходят в глубь земли.

Мы шли все дальше вглубь.

3) В крутую гору нелегко подняться.

На завтрак ели яйца вкрутую.

- Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в крутую - прилагательное: предлог относится к существительному гору.)

Вывод: Судить о слитном или раздельном написании слов можно лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязательно имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и предложений:

По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру.

2. Упражнение 261: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. § 43.

2. Упражнение 262.






Для любых предложений по сайту: [email protected]