Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е - НАРЕЧИЕ
Цели: показать условия написания не с наречиями на -о и –е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.
Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Диктант по памяти (по упражнению 218).
II. Проверка домашнего задания
1. Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) - на доске и в тетрадях.
2. Чтение и анализ нескольких творческих работ - сочинений-рассуждений на тему “Прозвища”.
III. Изучение темы “Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е”
1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).
Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.
2. Эвристическая беседа.
- В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяснительном диктанте? (В именах существительных и прилагательных.)
- В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употребляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных случаях не пишется раздельно.)
- Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объяснительного диктанта. Запишите в два столбика.
нелепый |
нелепо |
невоспитанный |
невоспитанно |
негромкий |
негромко |
непростительный |
непростительно |
немалый |
немало |
ничуть не трудный |
ничуть не трудно |
не сладкие, а кислые |
не сладко, а кисло |
вовсе не занимательный |
вовсе не занимательно |
неясный неуклюжий |
неясно неуклюже |
- Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)
- Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на -о и –e? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 219: устно.
2. Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант - с частицей не.
После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:
Слова с не - частью корня |
Слова с приставкой не- |
Слова с частицей не |
Выполнить небрежно |
Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело |
Пришить не крепко, а слабо |
Поступить нелепо |
Пришить пуговицу некрепко |
Взглянуть не доверчиво, а с подозрением |
Высказываться негодующе |
Посмотреть недоверчиво, недовольно, недружелюбно |
Говорить нисколько не весело, совсем не громко, далеко не ласково |
Излагать мысли непоследовательно, несвязно |
Произнести не громко, а тихо |
|
Взлететь невысоко |
Взлететь не высоко, а низко |
|
Вырыть неглубоко |
Взлететь совсем не высоко |
|
Нешироко приоткрыть глаза |
Ничуть не радостно |
К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследовательно, сделать.
Домашнее задание
1. § 36.
2. Упражнение 221: письменно.