Наречие как часть речи - НАРЕЧИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Наречие как часть речи - НАРЕЧИЕ

Цели: расширить знания учеников о наречии как части речи; показать грамматические признаки наречия.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, словарная работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов: очень, вчера.

Очень - 2 слога

Вчера - 2 слога

о - [о]

в - [ф]

ч - [ч]

ч - [ч]

е - [и]

е - [и]

н - [н’]

р - [р]

ь - [-]

а - [а]

(5 букв, 4 звука)

(5 букв, 5 звуков)

II. Объяснение темы “Наречие как часть речи”

Слово учителя.

Слово “наречие” имеет несколько значений. Заглянем в словари.

Например, в четырехтомном “Словаре русского языка” под реакцией А.П. Евгеньевой приводятся омонимы:

Наречие: 1) Совокупность местных говоров или диалектов ка- кого-л. языка, обладающих общими для них диалектными особенностями. (Южновеликорусского наречие.)

2) Устаревшее. То же, что язык. (Русский должен знать все славянские наречия. И.С. Тургенев.)

3) Разговорное, устаревшее. Язык какой-л. группы населения (Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском наречии. А.С. Пушкин.)

Наречие: Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета, например: быстро, вслух, мастерски, наяву, чрезвычайно.

Нас сейчас интересует наречие как самостоятельная часть речи. Разберемся, что за часть речи наречие.

Мы помним, что предметы могут иметь признаки, которые выражаются именами прилагательными, и признаки по действию, которые выражаются причастиями.

У действий тоже существуют свои признаки, которые выражаются особой частью речи - наречиями: горячо спорить, встретиться вечером, двигаться впереди, идти навстречу, нарочно испортить, очень устать и т. д. Мы видим, что эти признаки присоединяются к глаголам, зависят от них.

- На какие вопросы отвечают наречия?

- Попробуем изменить глаголы, поставить их в разные формы: горячо споришь, встретимся вечером, двигался впереди, иду навстречу, нарочно испортила, очень устаем.

- Изменились ли наречия при изменении глаголов? (Нет. Наречие, как и деепричастие - неизменяемая часть речи.)

- Придумайте предложения, в которые вошли бы эти словосочетания глаголов с наречиями.

- Какими членами предложения выступают наречия? (Обстоятельствами.)

- Какие еще части речи имеют значение действия? (Причастия, деепричастия.)

- Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия. Сочетаются ли с ними наречия? (Да, сочетаются: горячо споривший, встретившись вечером, двигающийся впереди, идущий навстречу, нарочно испортив, очень устав.)

Попробуем еще расширить сферу влияния наречий. Придумаем словосочетания других самостоятельных частей речи с наречиями: яйца всмятку (с существительным), очень интересный (с прилагательным). Наречие может сочетаться и с другим наречием: необычайно быстро, довольно хорошо.

- А может ли наречие образовывать словосочетания с местоимениями и числительными? (Нет.)

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 197: комментированное письмо.

2. Упражнение 198: устно.

3. Упражнение 200: устно; задание с прямой речью, морфологический разбор слова убитым и синтаксический разбор последнего предложения - письменно у доски и в тетрадях.

С точки зрения норм литературного языка неоправданно употреблено наречие в словосочетании ужасно глубокие.

4. Упражнение 201: устно (из истории языка).

Домашнее задание

1. § 32.

2. Упражнение 199.






Для любых предложений по сайту: [email protected]