Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Морфологический разбор деепричастия - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Цели: показать, как делается морфологический разбор деепричастий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: лингвистический разбор, подготовленный диктант, задания по занимательной лингвистике.
Ход урока
I. Чтение и анализ нескольких творческих работ
II. Изучение темы “Морфологический разбор деепричастия”
1. Так как морфологический разбор деепричастия не представляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику: § 31, с. 88.
В качестве примеров для разбора предложим им найти деепричастия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).
2. Упражнение 188: письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают деепричастия устно.
III. Занимательная лингвистика
Задание: определите морфологические признаки слов: устав, неволя, пролив; составьте с ними предложения.
Комментарий. Сложность задания заключается в том, что эти слова имеют по крайней мере два значения, в зависимости от контекста. Они могут быть как существительными, так и деепричастиями. Напомним, что такие пары слов называются омонимами. Вне контекста, то есть вне конкретной речевой ситуации мы не можем определить, какое слово перед нами.
Запишем лучшие предложения в тетради.
Воинский устав довольно строг. - Очень устав за день, я хотел наконец-то отдохнуть.
Неволя тяготила пленника, не привыкшего к ограничению свободы. - Неволя себя, я всё же принялся за уроки.
Пролив Лаперуза отделяет российский остров Сахалин от японского острова Хоккайдо. - От неожиданности я вздрогнул, пролив нечаянно чай.
(В первых предложениях каждой пары данные слова являются именами существительными, во вторых - деепричастиями: устав - совершенного вида, неволя - несовершенного вида, пролив - совершенного вида.)
IV. Свободный диктант
Напишем его по упражнению 189.
Домашнее задание
1. § 31.
2. Повторить тему “Деепричастие” по вопросам и заданиям учебника (с. 89).
3. Подготовиться к словарному диктанту (упражнение 191).