Морфологический разбор деепричастия - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Морфологический разбор деепричастия - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Цели: показать, как делается морфологический разбор деепричастий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: лингвистический разбор, подготовленный диктант, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких творческих работ

II. Изучение темы “Морфологический разбор деепричастия”

1. Так как морфологический разбор деепричастия не представляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику: § 31, с. 88.

В качестве примеров для разбора предложим им найти деепричастия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).

2. Упражнение 188: письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают деепричастия устно.

III. Занимательная лингвистика

Задание: определите морфологические признаки слов: устав, неволя, пролив; составьте с ними предложения.

Комментарий. Сложность задания заключается в том, что эти слова имеют по крайней мере два значения, в зависимости от контекста. Они могут быть как существительными, так и деепричастиями. Напомним, что такие пары слов называются омонимами. Вне контекста, то есть вне конкретной речевой ситуации мы не можем определить, какое слово перед нами.

Запишем лучшие предложения в тетради.

Воинский устав довольно строг. - Очень устав за день, я хотел наконец-то отдохнуть.

Неволя тяготила пленника, не привыкшего к ограничению свободы. - Неволя себя, я всё же принялся за уроки.

Пролив Лаперуза отделяет российский остров Сахалин от японского острова Хоккайдо. - От неожиданности я вздрогнул, пролив нечаянно чай.

(В первых предложениях каждой пары данные слова являются именами существительными, во вторых - деепричастиями: устав - совершенного вида, неволя - несовершенного вида, пролив - совершенного вида.)

IV. Свободный диктант

Напишем его по упражнению 189.

Домашнее задание

1. § 31.

2. Повторить тему “Деепричастие” по вопросам и заданиям учебника (с. 89).

3. Подготовиться к словарному диктанту (упражнение 191).






Для любых предложений по сайту: [email protected]