Деепричастие как часть речи - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Деепричастие как часть речи - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского языка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части уравнения.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный - с, несовершенный - н.)

II. Изучение темы “Деепричастие как часть речи”

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему - “Причастия”. В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть “дее-” означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит “дее-”: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях):

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

- Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении - однородными сказуемыми - осыпались и роняли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи - деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? - роняя - несовершенный вид.)

Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами (роняя что? - лепестки; роняя куда? - на землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая - однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

- Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

- Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

- Какая часть речи чаще всею отвечает на вопрос “как?” (Наречие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте.

- Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2. Упражнение 160: устно.

3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.

Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.

Домашнее задание

1. § 26.

2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]