Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Синтаксис. Словосочетание и предложение - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ
Цели: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
- Какие группы славянских языков вы знаете?
- Какие языки входят в каждую из групп?
- Почему славянские языки называются родственными?
- Докажите, что русский язык - развивающееся явление.
- Приведите примеры неологизмов.
2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.
- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)
- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут, устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погребена.)
3. Сообщение по упражнению 6.
II. Повторение темы “Синтаксис”
1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.
Предложение выражает законченную мысль.
Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)
2. Конструирование словосочетаний.
- К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получилось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сделайте их схемы.
(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)
Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + существительное.
Год (тигра) - существительное + существительное.
Слушать (музыку) - глагол + существительное.
Слушать (внимательно) - глагол + наречие.
3. Конструирование предложений.
- Используя эти словосочетания, составьте два предложения: простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте предложения по цели высказывания.
Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:
А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.
Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).
Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.
В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.
Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год начинается.
Важно обратить внимание на слово “день”, которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.
4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем словосочетания.
5. Объяснительный диктант.
Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом “и”. Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.
1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом “и”, запятая не ставится. Проникал - проник, разжигал - чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс “а”, значит, пишем “и”, но разжечь”.)
2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.
(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце - непроизносимая согласная “л”, висели - виснет.)
3) Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шум улицы, шелест листвы, курлыканье голубей. (Б. Акунин.)
(Предложение простое, с однородными подлежащими при обобщающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, заоконные, шелест, курлыканье, голубей.)
4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А.С. Пушкин.)
(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом “и” ставится запятая. Орфограммы: уединенье, тишину, ночь.)
5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед союзом “но” ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)
6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи - весь транспорт стоял в пробке.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)
Домашнее задание
1. Ответить на вопросы с. 6.
2. Упражнения 8: письменно, 9: устно.