Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте - ПРИЧАСТИЕ

Цели: закрепить навыки правописания страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; показать значение и роль кратких страдательных причастий в тексте, закрепить пунктуационные навыки, развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Эта глухая деревня тиха и заброшенна.

Комментарий: однородные сказуемые выражены краткими прилагательными, поэтому пишется столько н, сколько их в полных.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании одной и двух н в суффиксах кратких страдательных причастий и прилагательных.

2. Упражнение 124: чтение и обсуждение нескольких творческих работ; комментирование правописания полных и кратких страдательных причастий.

III. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

Упражнение 128: чтение текста, выполнение заданий. Комментарий, Тип текста - описание. Стиль текста - художественный. Средства связи предложений:

1-е со 2-м: цепная связь, повторение слов (стол - стола);

2-е с 3-м: параллельная связь;

3-е с 4-м: цепная связь, местоимение (окошками - из них).

Дополнительные вопросы:

- Какова роль страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных в тексте? (Страдательные причастия прошедшего времени являются в определениями: оборванной, изрезанные.

Встречаются отглагольные прилагательные - определения: перочинными (слово образовано соединением слов перо и чинить); некрашеных, стриженая, плетёный.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени (занята, видна) и краткие прилагательные (знакомы) - являются сказуемыми.

- Какое значение имеют страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени обозначают признаки предметов по действию в прошлом, придают описанию образность, конкретность. То же относится к отглагольным прилагательным.)

После разбора и ответов на вопросы - комментированное письмо текста упражнения.

IV. Творческая работа

1. Устные рассказы по фотографиям, принесённым из дома: описание человека по фотографии (упражнение 129).

2. Словарная работа.

Придумать предложения с одним из слов, помещенных в рамке на с. 62: представить, вообразить, увидеть. Значение слова должно быть таким, чтобы его можно было заменить оставшимися словами-синонимами.

3. Выполнение творческой работы.

Примечание: желательно использовать в тексте причастия, подчеркнуть их как члены предложения.

Домашнее задание

1. § 22.

2. Подготовка к изложению (упражнение 130).






Для любых предложений по сайту: [email protected]