Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени - ПРИЧАСТИЕ
Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения:
Чистка плиты и закопченной посуды - трудоемкое занятие.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 89: проверка “по цепочке”.
Дополнительные вопросы:
- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.
- Образуйте краткую форму страдательных причастий.
III. Изучение темы “Действительные причастия настоящего времени”
1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку: думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.
Выделить окончания глаголов.
2. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.
думают |
клеят |
думающий |
клеящий |
бреют |
гонят |
бреющий |
гонящий |
лелеют |
лечат |
лелеющий |
лечащий |
сеют |
любят |
сеющий |
любящий |
каются |
строят |
кающийся |
строящий |
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения - гласную а (я).
3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43), беседа по вопросам.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 90: комментированное письмо.
Комментарий, причастие не образуется от глагола построить (т. к. это глагол совершенного вида).
2. Упражнение 91: письменно; взаимопроверка.
3. Упражнение 92: устно.
4. Упражнение 93: письменно.
V. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:
Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный.
В каком стиле преимущественно используются эти слова?
Домашнее задание
1. § 16.
2. Упражнение 94.