Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы - СОЮЗ
Цели: научить различать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними; развивать навыки лингвистического анализа текста.
Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала; объяснения учителя; элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока 1
I. Чтение и анализ творческих работ
II. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль и значение союза, выполните морфологический разбор союза:
Вилкой люди стали пользователя около вое...ми веков (на)зад а в Ро(с, сс)и... этот столовый пр...бор по...вился во врем...на Петра I.
(Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I. а - противительный союз.)
III. Изучение темы “Слитное написание союзов также, тоже, чтобы”
1. Сообщения учеников по изученному самостоятельно теоретическому материалу §61.
2. Сопоставление пар предложений.
На встречу прибыли главы делегаций “большой восьмерки”, также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же, как надежность.
Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему. Что бы мне почитать?
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Комментарий. В сочетаниях наречия с частицей так же и местоимений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опустить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и местоимениям можно поставить вопрос, они - члены предложения.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 344: комментированное письмо.
(Стиль текста - научно-популярный.)
2. Упражнение 345: самостоятельная работа; морфологический и синтаксический разбор выполняются на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 346: комментированное письмо.
Домашнее задание
1. § 61.
2. Упражнение 347.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы; сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор союзов; укажите, какими частями речи выражены члены предложения:
На...более вкусен и питат...лен картофель печ...(н, нн)ый в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.
(Наиболее вкусен и питателен картофель, печенный в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.)
Отметим, что сказуемые выражены краткими прилагательными. Объясним написание нн в причастии тем, что оно образует причастный оборот. Определим значение сочинительных союзов: соединительный союз и соединяет однородные сказуемые, разделительный союз или разделяет однородные обстоятельства. Заметим, однако, что этот союз находится внутри причастного оборота, который является одним членом предложения - определением.
II. Проверка домашнего задания
1. Объяснить, как различать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними.
2. Упражнение 347: поверка по цепочке; морфологический разбор выполняется на доске.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 348: работа по вариантам с последующей взаимопроверкой: 1-й вариант - первое предложение, 2-й - второе.
2. Упражнение 349: устный разбор, комментированное письмо; фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.
IV. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 160-161, в словарики, составить с ними предложения:
Масса, зато (=но), кросс.
Домашнее задание
1. Подготовка к обобщающему уроку по теме “Союз”: § 54—61.
2. Упражнение 350: устно (подготовка к диктанту).
3. Задания по группам: подготовить вопросы по теме “Союз”.
4. Индивидуальные задания: сделать сообщения о значениях различных союзов, пользуясь материалами словарей (например, союзов да, зато, имеющих разные значения).