Функции наречий в тексте (закрепление) - Наречие в тексте - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Функции наречий в тексте (закрепление) - Наречие в тексте - Текстоведение

Цели урока: 1) закреплять представление о роли наречий как морфологического средства художественной выразительности; 2) формировать представление об использовании в текстах наречий с яркой стилистической окраской, об индивидуально-авторском использовании стилистических возможностей наречий.


I. Использование наречий-синонимов в художественном тексте (текст на с. 63, упр. 619, 620)

После внимательного чтения текста на с. 63 учащиеся заполняют примерами таблицу в упражнении 619.

Учебная игра. Работу с упражнением 620 можно провести в форме игры «Аукцион», по итогам которой определяется несколько победителей.

В слабом классе учитель может помочь ученикам построить синонимические и антонимические ряды с учётом требования лексической сочетаемости (см. приведённые в упражнении словосочетания): робко – синонимы: боязливо, пугливо, несмело, неуверенно, нерешительно, трусливо, опасливо (разг.), с опаской (разг.); антонимы: смело, отважно, храбро, мужественно, безбоязненно, бесстрашно, дерзко, без опаски, решительно, уверенно; неряшливосинонимы: неаккуратно, небрежно, кое-как, как попало (разг.), как придётся (разг.); антонимы: аккуратно, чисто, старательно; печальносинонимы: невесело, нерадостно, грустно, скорбно, безрадостно, тоскливо, горестно; антонимы – весело, радостно, оживлённо, торжествующе, ликующе; чётко синонимы: отчётливо, внятно, членораздельно, ясно, определённо, конкретно, точно; антонимы: невнятно, нечленораздельно, неясно, неопределённо, неточно, неконкретно и др.


II. Индивидуально-авторское использование стилистических возможностей наречий (упр. 621)

Организуем наблюдение за использованием стилистических возможностей наречий и индивидуально-авторских образований как средства создания художественных образов (упражнение 621) и в процессе обсуждения подведём учащихся к выводу, что индивидуально-авторские образования, например образование наречий с помощью суффиксов -о (-е) от относительных имён прилагательных (росно, рассветно, стеклянно, янтарно) и от качественных прилагательных, обозначающих цвета (белёсо, рыже), а также индивидуально-авторское использование наречий и построенных по их словообразовательным моделям слов (росно светилось, густо шумели, рассветно и холодно клубилась туманом, стеклянно звенел, янтарно засветились, слепящее отражает,белёсо и рыже лежала (степь)) позволяет авторам создать неповторимые художественные образы – ёмкие и выразительные.


III. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Сочинение-миниатюра (упр. 622 (1, 2), упр. 622 (3))

После совместной работы с заданием 1 упражнения 622 учащиеся выразительно читают текст и подбирают соответствующий содержанию заголовок, например «Дымковская игрушка», «Глиняное чудо», «Дымка» и т. п.

В сильном классе учитель по своему усмотрению может предоставить ученикам возможность самостоятельно найти и подчеркнуть наречия в каждом абзаце, а затем внести в свои записи необходимые коррективы в процессе совместной проверки. Попросим учащихся составить схемы сложноподчинённых предложений, в которых в качестве союзных слов использованы относительные наречия где, откуда.

После этой части работы при условии наличия времени семиклассники выполняют задание 3 (сочинение-миниатюра).


Д. з.: 1) повторить материал § 15 – внимательно перечитать тексты на с. 8, 11, 15, 17; 2) на повторение – упр. 515 с дополнительным заданием: указать разряды наречий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]