Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении - Наречие в словосочетании и предложении - Текстоведение
Цели урока: 1) формировать представление об использовании местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях; 2) вырабатывать умение определять синтаксическую роль вопросительно-относительных наречий в предложении.
I. Различение грамматических омонимов и омофонов (повторение – проверка домашнего задания)
Выслушаем вывод, сделанный семиклассниками в процессе работы с упражнением 594 (1, 2) – домашнее задание, и попросим учеников, подготовивших индивидуальные задания, продиктовать составленные примеры использования грамматических омонимов (упражнение 596) и омофонов (упражнение 598) и в случае необходимости внести коррективы в ответы одноклассников, которые будут анализировать записанные примеры.
II. Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении (задания на с. 54, упр. 599, 601)
После работы с заданиями на с. 54 проведём совместную работу с упражнением 599, разъясняя учащимся в случае необходимости отдельные примеры.
В ходе работы с заданием 1 упражнения 601 подведём семиклассников к выводу, что прилагательное сухой используется в прямом значении и не является эпитетом - образным определением, не содержит эмоциональной оценки, так как словосочетание сухой дождь обозначает понятие из области географии. Словосочетание сухой дождь использовано в научно-популярном тексте для обозначения явления природы, возникновение которого имеет научное объяснение.
Потренируем учащихся в определении синтаксической роли местоименных наречий в словосочетании, предложив выполнить следующее задание (на материале текста упражнения 601).
Задание. Выпишите из предложений текста местоименные наречия в составе словосочетаний. Проведите синтаксический разбор словосочетания выпадает здесь.
Поможем семиклассникам правильно определить границы словосочетаний где остаётся сухим; где сух и горяч.
Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с. 54; 2) упр. 600.