Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Употребление ь на конце наречий после шипящих (продолжение) - Правописание наречий - Текстоведение
Цели урока: 1) отрабатывать умение выбирать правильное написание в словах с орфограммой «Правописание ь после шипящих»; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического анализа текста.
I. Употребление ь после шипящих в словах разных частей речи (повторение и обобщение – таблица на с. 47, распределительный диктант)
Предложим отдельным учащимся сделать сообщение об использовании ь после шипящих и ц в словах разных частей речи и проведём выборочно-распределительный диктант.
Задание. Выпишите из следующих сочетаний слова с орфограммой «Правописание ь после шипящих», распределяя их по столбикам: 1) ь после шипящих пишется; 2) ь после шипящих не пишется.
Утешьте малыша, вражеских полчищ, опрокинуть навзничь, закаляешься по утрам, сплошь покрыты, уж осень на дворе, невтерпёж догонять, точь-в-точь снеговик, по барсучьему следу, калач горяч, оказать помощь, выпускники училищ, хлестнёт наотмашь, медвежонок неуклюж, предостеречь от опасности, снег колюч, удерживать невмочь, внимательный сторож, метнёшься прочь, сбросить с плеч, громкий плач, открыта настежь, собачьим лаем, выдать замуж, отыщешь нужную вещь, беречься от дождя, ешьте кулич.
Выслушаем устные рассказы учеников, выполнивших задание 2 упражнения 584 (по желанию), а затем ребята, подготовившие индивидуальное задание, продиктуют одноклассникам предложения с приведёнными в упражнении 585 омофонами и в случае необходимости внесут коррективы в их объяснение написания этих слов.
II. Разученный диктант (упр. 586)
Предложим учащимся выписать из текста упражнения 586 слова с пропусками и объяснить выбор их написания. После этого попросим семиклассников провести устный пунктуационный анализ текста, а затем записать его под диктовку. По итогам работы проводится само- или взаимопроверка (по указанию учителя).
Кроме проведения морфологического анализа наречий (задание 2 упражнения), можно предложить следующие задания.
1. Запишите наречия издавна, по-прежнему, влево, вправо, кверху, книзу, невольно в составе словообразовательных пар. Укажите способ и средства образования каждого из этих наречий.
2. Выпишите из текста неопределённые наречия в составе словосочетаний.
3. Проведите синтаксический разбор предложения По-прежнему на кораблях есть специалисты-сигнальщики.
Д. з.: 1) повторение – выполнить задание на с. 9 (рассказать о разрядах наречий по значению); 2) упр. 588.