Разряды наречий. Сжатое изложение - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разряды наречий. Сжатое изложение - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Цели урока: 1) формировать представление о разрядах наречий по значению и тренировать в опознавании наречий разных разрядов; 2) тренировать умение учащихся сжато излагать содержание текста.


I. Морфологический разбор наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 489, 491)

Ученики устно проводят синтаксический разбор указанного в задании упражнения 483 предложения и морфологический разбор наречий (по выбору) из упражнения 484 (дополнительное задание).

Потренируем память и орфографическую зоркость учащихся, предложив им следующее задание.

Задание.

1. Выучите наизусть четверостишие Ярослава Смелякова (упражнение 484).

2. Перечитайте это четверостишие, обращая внимание на написание слов.

3. Запишите стихотворный отрывок по памяти.

4. Проверьте свою запись по учебнику, проведите работу над ошибками.

В слабом классе организуем многократное (громко, с обыкновенной интенсивностью, тихо, шёпотом, про себя) хоровое орфографическое проговаривание слов исчезали, мгновенно, наверняка, невзначай, посягали и всего четверостишия. По своему усмотрению после этой части работы учитель может продиктовать ребятам эти строки.

После этого делают сообщение ученики, подготовившие индивидуальное задание (упражнение 489). Важно, чтобы эти ученики назвали в качестве неизменяемых слов (вторая часть задания) деепричастие как особую форму глагола, инфинитив; несклоняемые имена существительные; простую форму сравнительной степени прилагательного; местоимения некто, нечто; слова категории состояния; служебные части речи. Попросим отвечающих продиктовать одноклассникам примеры неизменяемых слов, а учащихся, работающих на местах, - назвать и записать свои примеры таких слов.

В завершение этого этапа урока предложим одному-двум ученикам рассказать о наречии как части речи и основных способах образования наречий (домашнее задание – упр. 492).


II. Разряды наречий по значению (вопрос на с. 8, задание на с. 9)

После того как семиклассники отметят особенность подачи информации (она предъявлена не в форме традиционного текста, а в форме таблицы), попросим их подумать, с какой целью использована эта форма, и подведём их к следующей мысли: таблица позволяет обобщить и систематизировать объёмный теоретический материал и таким образом облегчить его восприятие и запоминание.

Попросим ребят описать содержание таблицы и поможем ученикам слабого класса в этой работе. Обратим их внимание на то, что понятие о содержании таблицы даёт заголовок – «Разряды наречий по значению», что первая колонка показывает количество разрядов, вторая – их названия, третья – вопросы, по которым распознаются наречия разных разрядов, четвёртая включает примеры наречий каждого разряда.

Затем учащиеся выполняют задание на с. 9. Предоставим им минуту для запоминания названий разрядов (обратим внимание ребят на то, что эти названия совпадают с названиями видов обстоятельств, роль которых они выполняют), а затем записать их по памяти в тетрадь и проверить свою запись. После этого усложним задание: попросим за одну-две минуты запомнить вопросы к наречиям каждого разряда и проведём взаимопроверку в парах.

Учебная игра. Тренировку в приведении примеров можем провести в форме игры «Аукцион» (в результате будет названо шесть победителей – учеников или команд).


III. Сжатое изложение (упражнение 493)

Попросим учащихся отразить в заголовке текста главную мысль текста, например: «Разборчивый бурундук», «Привередливый труженик».

Выписав словосочетания с наречиями, учащиеся сделают вывод, что наречия примыкают к глаголам и его особым формам – деепричастию и причастию, а также к прилагательным. Попросим ребят назвать часть речи, которая также может быть в словосочетании главным словом по отношению к наречию, и привести соответствующие примеры.

Предложим определить главную мысль текста («Бурундук трудолюбив, запаслив и разборчив в пище»), а затем выполнить задание 2 упражнения – постараться так изложить краткое содержание текста, чтобы была выражена эта мысль. Поможем семиклассникам в этой работе, проведя беседу следующего содержания.

- В чём проявляется трудолюбие бурундука, что об этом сказано в тексте? (Трудолюбие этого зверька проявляется в том, что он постоянно занят – добывает себе пищу.)

- Что даёт нам представление о его запасливости? (Бурундук не съедает ягоды и орехи сразу, а переносит их за щеками в норку.)

- В каких предложениях или словосочетаниях автор выражает мысль о том, что бурундук разборчив в пище? («Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив... в отношении своего стола», «бережно поддерживая каждую передними лапами», «Все они были крупные, отборные, с аккуратно срезанной кожицей».)

- Как кратко выразить мысль о привередливости бурундука? (Бурундук всегда отбирает лучшие ягоды и орехи.)

- Теперь перечислим ещё раз всё то, что нужно отметить при изложении краткого содержания текста. (См. выше.)

После проведённой беседы предоставим основному составу учащихся возможность самостоятельно поработать 7–10 минут, письменно излагая это содержание, а двум-трём сильным ученикам – выполнить это задание у доски. По окончании работы проанализируем сжатые изложения тех учеников, которые работали у доски, и предложим остальным внести коррективы в свои записи.

Сжатое изложение содержания текста Г. Колесникова может быть примерно следующим.

Бурундук постоянно занят добыванием пищи и всегда отбирает лучшие ягоды и орехи, чтобы унести их в нору и там съесть или отложить в кладовую. Ягоды и орехи он переносит за щеками, но в минуты опасности выплёвывает запасы пищи и убегает.

После этой части работы ученики составляют устное описание бурундука по фотографии. В слабом классе по своему усмотрении учитель может провести предварительную совместную работу по подбору опорных слов (словосочетаний), например: маленький ловкий зверёк, серая шёрстка с тёмными полосками, цепкие лапки с острыми коготками, остренькая симпатичная мордочка, чёрные глазки-бусинки, маленькие чуткие ушки, полосатая спинка, длинный пушистый хвост и т. д.


Д. з.: 1) задание на с. 9 повторить; 2) упр. 494; 3) в слабом классе – упр. 495, в сильном классе – упр. 496.






Для любых предложений по сайту: [email protected]