Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Лексические средства выразительности - Языковые средства выразительности - Текстоведение
Цели урока: 1) повторить и углубить сведения учащихся о тропах как средствах языковой выразительности и тренировать в определении стилистической роли тропов в художественных текстах; 2) совершенствовать умение учащихся проводить текстоведческий, орфографический и пунктуационный анализ текста.
I. Тропы (текст на с. 160, вопросы после текста, проверка индивидуального домашнего задания, упр. 411, 417, 413 (1, 2))
Семиклассники внимательно читают текст о тропах и отвечают на первый вопрос после текста, после чего учащиеся, работавшие дома с индивидуальным заданием, делают сообщение о каждом из перечисленных во втором задании после текста тропе и приводят примеры их использования в художественных текстах.
Затем учащиеся тренируются в определении тропов и их видов на материале упражнений 411 и 417.
Работу с приведённым в упражнении 413 деформированным текстом целесообразно провести в форме комментированного письма, после чего учащиеся выразительно читают восстановленный текст и указывают выразительные средства, использованные автором для создания яркого, запоминающегося рассказа о том, как создавалась картина (лексические средства: олицетворения - разбегаясь (о солнце), набежали (тучи); срывая, рассыпая, опрокинул (о ветре); эпитеты - порывистый (ветер), неописуемый (восторг), сверкающих (потоков); синтаксические – ряды однородных членов (в четвёртом и шестом предложениях), восклицательное по эмоциональной окраске предложение (последнее).
II. Текстоведческий анализ. Разученный диктант (упр. 414)
По своему усмотрению учитель может сам продемонстрировать выразительное чтение приведённого в упражнении 414 текста, после чего учениками совместно проводится текстоведческий анализ: «Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане», основная мысль – «Тропические вечера на Атлантическом океане прелестны - в этих широтах не бывает бурь и ураганов, и океан восхищает своим торжественным безмолвием». Это художественное описание. Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты – прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана),беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик-океан; метафоры – золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди; олицетворения – нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несёт, не угрожая (об океане); сравнения – облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашёптывает (о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)».
В слабом классе и в классе средней успеваемости на материале текста упражнения 414 учитель по своему усмотрению может провести диктант «Проверяю себя».
Д. з.: 1) на выбор: упр. 413 (3) или 418; 2) для учеников, успевающих на «4» и «5», - упр. 412 (2).
Резерв – упр. 412 (1).