Грамматические нормы - Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Грамматические нормы - Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц - Предлог

Цели урока: 1) расширять представление о грамматических нормах, регулирующих использование служебных частей речи; 2) тренировать учащихся в правильном построении предложных словосочетаний.


I. Орфоэпические нормы (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим сильных учеников рассказать о правилах произношения служебных слов (упр. 867), а затем ученики, подготовившие индивидуальное задание (упр. 862), продиктуют одноклассникам предложения с устойчивыми сочетаниями, включающими частицу ни.


II. Нормы использования предлогов в составе словосочетаний (упр. 868, текст на с. 173 – 174, упр. 870 – 872)

Обратим внимание учеников на то, что самостоятельные части речи определяют характер отношений, которые должны быть выражены с помощью соответствующего предлога (упражнение 868): порошок от головной боли, средство от комаров (для указания на явление, предмет, для устранения или предотвращения которого, для противостояния воздействию которого что-либо предназначено, служит, используется предлог от, синонимичный предлогу против); свободен от предрассудков (для указания на явление, которое не принимается кем-то, удаляется как нежелательное, можно использовать только предлог от); капли для успокоения нервов, состав для выведения пятен, сумка для продуктов (с помощью предлога для выражаются целевые отношения).

Если у семиклассников возникнут затруднения при выборе предлога в или на, предложим им сначала рассмотреть схемы на с. 173 -- 174 и объясним, как использовать при выборе соответствующего предлога его антонимические связи (в – из, на – с), предложив образец рассуждения, например: «Приехал (куда?) в Москву. Для выражения обстоятельственных отношений места нужно использовать предлог в, так как в антонимичном словосочетании употребляется предлог из: уехал (откуда?) из Москвы. Приехал (куда?) на Кавказ. В этом словосочетании для выражения обстоятельственных отношений места нужно использовать предлог на, так как в антонимичном словосочетании употребляется предлог с: уехал (откуда?) с Кавказа».

Результатом работы с упражнением 868 должен стать вывод о том, что при построении словосочетаний нужно учитывать широту семантики отдельных предлогов – их способность участвовать в выражении различных отношений, существующих между предметами и явлениями действительности, которые обозначены словами самостоятельных частей речи. Кроме того, ученики отметят необходимость в отдельных случаях учитывать синонимические и антонимические отношения, в которые способны вступать предлоги.

Работа с упражнением 870 требует наблюдения за использованием предлога о и его вариантов об и обо при образовании падежных форм существительных и местоимений. Поможем ученикам сделать вывод, что предлог о используется перед словами, которые начинаются с согласного звука: о [с]удьбе подростка, о [j'и]го достижениях, но при образовании форм предложного падежа местоимений я, весь используется предлог обо: обо мне, обо всём. Ребята отметят, что перед словами, начинающимися с гласных звуков, используется предлог об.

Обратим внимание учащихся на оттенки значения, которыми различаются словосочетания, в которых используются синонимичные предлоги (упражнение 871). Спускаться с лестницы(предлог с используется для указания на предмет, от которого кто-либо отдаляется) – спускаться по лестнице (предлог по используется для указания на предмет, на поверхности которого кто-либо находится), шагать по берегу (см. выше) – шагать вдоль берега (предлог вдоль используется при указании на предмет, по длине которого что-либо направлено или размещено); приехать под утро (предлог под указывает на время, которому непосредственно предшествует что-либо) – приехать к утру (предлог к употребляется при указании на время, наступление которого является моментом завершения какого-либо действия); умирать с голоду (разг.) – умирать от голода (нейтр.); тосковать по другу (предлог по употребляется при указании на человека, который является объектом тоскливого чувства) – тосковать о друге (предлог по указывает на человека, с которым связана причина переживаний); смотреть в небо (предлог в используется при указании на пространство, внутрь или в пределы которого направлено действие) – смотреть на небо (предлог на указывает, что действие направлено на поверхность какого-либо пространства); гостить с месяц (разг.) – гостить около месяца; подписать по окончании (предлог по используется для указания на действие, событие, после которого что-либо совершается, происходит) - подписать после окончания (предлог после используется при указании на событие, действие, которые следуют непосредственно за названным событием, действием).

В результате работы с упражнением 871 семиклассники придут к выводу о необходимости использовать предлоги в строгом соответствии со значением, которое они могут выразить при использовании в составе словосочетаний, и с учётом их стилистической окраски. Вторую часть этого вывода поможет закрепить работа с упражнением 872.


III. Нормы образования предложно-падежных форм существительных (упр. 875, текст на с. 175, упр. 877)

Напомним учащимся, что предлоги могут употребляться с одним, двумя или тремя падежами и попросим назвать те предлоги, которые могут использоваться в составе трёх падежных форм (с облака, с арбуз, с друзьями; по дорожке, по колено, по окончании). Подчеркнём важность использования предлогов в составе только тех форм, в уточнении значения которых они способны участвовать, и предложим выполнить упражнение 875, а затем внимательно прочитать текст на с. 175 и, руководствуясь сведениями в пункте 2 текста, поставить существительные после предлога по в предложном падеже.


Д. з.: 1) пересказ текстов на с. 173 – 175; 2) упр. 874, 876.






Для любых предложений по сайту: [email protected]