Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Роль частиц в тексте - Частицы в предложении и тексте - Предлог
Цели урока: расширять и углублять представление учащихся о роли частиц в речи.
I. Роль частиц в тексте (упр. 852, 853)
Предоставим семиклассникам возможность самостоятельно вспомнить и записать строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», а затем сверить свою работу с записью, сделанной на доске одноклассником или учителем.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов)
Поможем учащимся определить роль частиц в поэтическом отрывке: -ка – используется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения побуждения к действию; ведь – употребляется для усиления, подчёркивания основного содержания высказывания (утверждения, что русские воины мужественно защищали Москву); не – выражает отрицание (факта, что Москва была оставлена без боя); ж – употребляется для подчёркивания значения слова, после которого стоит (для усиления утверждения, что под Москвой состоялись сражения), а также для усиления смыслового содержания всего высказывания; да – используется для придания высказыванию большей силы, выразительности; ещё какие – выражает высокую степень проявления признака.
На основании проведённого анализа ученики сделают вывод об использовании частиц для выражения отношения говорящего к сообщаемому, для выделения в составе высказывания слов, выражающих наиболее важное для его содержания значение, а также для создания экспрессивности, выразительности высказывания.
Рекомендуем семиклассникам в процессе записи текста из упражнения 853 и устного объяснения выбора написания составлять схемы предложений. После записи проводится текстоведческий анализ: ученики определяют тему («Идея свободного падения тел Галилея»), главную мысль («Время падения тела зависит от сопротивления воздуха, при отсутствии которого происходит свободное падение тела»), тип речи (рассуждение), стиль текста (учебно-научный) и называют признаки научного стиля: использование общенаучных и физических терминов и терминологических сочетаний (гипотеза, вакуум, свободное падение тел, сопротивление воздуха), вводных слов, указывающих на порядок следования мысли (итак, таким образом), сложноподчинённых предложений.
По своему усмотрению учитель может предложить ребятам выполнить следующее задание.
Задание. Найдите в тексте упражнения 863 предложение, построенное по схеме (Для того чтобы = ), ( = ). Выпишите из него союз и проведите его морфологический разбор.
II. Роль в тексте служебных слов (упр. 855, 856)
Важно, чтобы в высказываниях учащихся по теме упражнения 855 прозвучала мысль о том, что основной единицей общения является предложение, которое не может быть создано без строевых единиц – членов предложения, а роль их способны выполнять только самостоятельные части речи – слова, обладающие лексическим значением.
Предоставим ученикам возможность прочитать текст Сергея Сергеева-Ценского про себя, чтобы понять его главную мысль («Из замкнутого круга привычных повседневных приземлённых забот мы можем вырваться, если устремим взгляд в небо, и тогда облака помогут нам ощутить радость существования») и определить чувства, которые нужно выразить при чтении (волнение, изумление и радость от осознания важной жизненной истины: чтобы ощутить себя счастливым, достаточно поднять глаза к небу и понаблюдать за плывущими облаками).
Учащиеся отметят использованные автором выразительные средства: тропы (метафоры – облака счастья, приходят вдруг, живут, клубятся, поглощают вас; эпитеты – окраска нежна инеобыкновенна, чародейская сила), восклицательное по эмоциональной окраске предложение (пятое предложение), инверсию (их не замечая), приёмы синтаксического параллелизма, лексического повтора (они клубятся, они влажны, они живут; так неуловимо, так мгновенно, так изменчиво), вопросно-ответная форма изложения (Это колдовство, волхование? – Нет, это...).
В сильном классе предложим ученикам самостоятельно поработать с заданием 2, а затем сверить с записью на доске, сделанной одноклассником или учителем: предлоги (до, вместе с, мимо, к, в сторону от, мимо, в), союзы (и, что, но), частицы (не, ведь, пусть, и вот, всё-таки, нет, только, вот). Ученики отметят, что некоторые слова служебных частей речи в тексте используются неоднократно.
После этой части работы ученики выражают мнение по теме, предложенной в задании 3.
Д. з.: 1) повторить текст на с. 150, упр. 814 (1), 837, 839; 2) упр. 880.