Различение союзов и союзных слов - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Различение союзов и союзных слов - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: 1) расширить представление о союзных словах; 2) формировать умение различать союзы и союзные слова.


I. Разряды союзов по составу (повторение – проверка домашнего задания)

Предложим учащимся рассказать о разрядах союзов по составу и привести примеры использования составных союзов. Попросим учеников, составивших наиболее интересные предложения, продиктовать их одноклассникам, объясняя написание союзов и расстановку знаков препинания.


II. Различение союзов и союзных слов (задания на с. 124, упр. 755, 756)

Проведём совместную работу с заданиями на с. 124, добиваясь от учащихся понимания различий союзов и союзных слов.

Попросим семиклассников по памяти перечислить относительные местоимения и местоименные наречия, используемые в роли союзных слов. В случае необходимости напомним, что относительные местоимения совпадают по звучанию и написанию с вопросительными местоимениями, которые представляют собой вопросы к именным частям речи: существительному (кто? что?), прилагательному (какой? чей? каков?), числительному (который? сколько?). Важно, чтобы учащиеся смогли воспроизвести состав слов, которые могут использоваться в роли союзных. Предоставим ребятам время для повторения и проведём взаимопроверку в парах.

Постараемся также добиться понимания, что в роли союзных слов часто используются формы относительных местоимений. С этой целью предложим записать следующие предложения и объяснить, роль каких членов придаточной части сложноподчинённого предложения выполняют формы относительного местоимения который.

Задание. Запишите предложения, определите синтаксическую роль местоимения который. Составьте схемы предложений.

1) Все ребята, которые участвовали в конкурсе, были приглашены на встречу с художником. 2) Сергей, которого друзья ждали у входа в театр, пришёл ровно в пять. 3) Весь зал стоя аплодировал актрисе, которой сегодня удалось удивительно тонко передать характер главной героини. 4) Весна – это время года, которое трудно не любить. 5) Как же можно было потерять ключ, которым ты только что отпирал дверь? 6) Музыкант держал в руках скрипку, о которой раньше он мог только мечтать.

Рекомендуем ученикам в случае затруднения в определении синтаксической роли относительного местоимения пользоваться приёмом подстановки слова, которое это местоимение «замещает» (Как же можно было потерять ключ, которым ты только что открывал дверь? Открывал (чем?) которым (ключом)).

Попросим учащихся сопроводить запись предложений из упражнения 755 и 756 подробными комментариями и поможем им в этой работе.

В слабом классе предложим образец ответа, например: «Я люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно. (В. Брюсов) Это сложноподчинённое предложение. Главная часть - Я люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, её грамматическая основа – я люблю; придаточная часть – где звёзд ещё не видно, грамматическая основа – не видно. Придаточная часть связана с главной интонацией и союзным словом где, выраженным наречием. Не видно (где?) где (на небе). Союзное слово где выполняет роль обстоятельства места, так как распространяет сказуемое и обозначает место действия, отвечая на вопрос где?».


III. Сочинение-миниатюра (упр. 762)

Сообщим ученикам, что былинный мотив выбора пути долгое время занимал художника, и он не раз возвращался к этому мотиву. Напомним пророческие слова, которые могли быть высечены на камне:

Как прямо ехати –

Живу не бывати,

Нет пути ни прохожему,

Ни проезжему, ни пролётному.

Направо ехати – женату быти,

Налево – богату быти.

Отвечая на вопрос в задании 2, учащиеся отметят тёмные тона, использованные в картине, детали пейзажа, создающие мрачное, тревожное настроение. (Тёмная земля степи со скудным покровом рыжеватой жухлой травы, слабые стебли тёмно-зелёных растений, впереди – топкие болотца. Суровая степь покрыта замшелыми вековыми валунами, зловеще белеют человеческие кости. Только вороны кружат над мрачной безлюдной степью, и недобрым предзнаменованием кажется силуэт раскинувшей крылья чёрной птицы на фоне вечернего неба, как будто охваченного пожаром.)

Обратим внимание учеников на позу облачённого в тяжёлые доспехи витязя, остановившегося в тяжёлом раздумье, на низко склонившего голову богатырского коня.

В ходе работы с заданием 3 поможем семиклассникам определить, что в приведённой группе слов можно выделить два ряда синонимов: с общим значением «сильный человек» (богатырь – силач – атлет) и объединённых значением «тот, кто сражается с врагом» (воин (высок.) – боец – солдат -- витязь (устар. и трад.-поэт.) – вояка (разг.)). Важно, чтобы учащиеся поняли, что выборе слов из ряда синонимов необходимо следовать требованию уместности и использовать слова в строгом соответствии с их значением, принимая во внимание стилистические пометы, которыми они сопровождаются в словарных статьях.

После этого ученики приступают к написанию сочинения-миниатюры по картине В.М. Васнецова с использованием приведённых в задании 4 словосочетаний.


Д. з.: 1) упр. 763; 2) упр. 758; 3) индивидуальные задания – упр. 579 (см. Примечание).

Примечание. Задание упражнения 759 распределим между двумя учениками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]