Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Союз как часть речи - Союз как служебная часть речи - Предлог
Цель урока – повторить и углубить сведения о союзе как служебной части речи.
I. Словарный диктант по теме «Предлог» (проверка домашнего задания)
Предложим семиклассникам записать под диктовку предложно-падежные формы существительных и словосочетания. Одна из форм проведения словарного диктанта, нацеленная на развитие способности учащихся концентрировать внимание и совершенствование возможностей слуховой памяти – диктовка сочетаний слов парами: ученики первого варианта записывают первое словосочетание продиктованной учителем пары, ученики второй пары – второе словосочетание пары.
I вариант |
II вариант |
вследствие рассеянности в продолжение всего спектакля ввиду ненастья в течение сеанса по направлению к почтамту осадки в виде дождя несмотря на ненастье выйти навстречу путникам невзирая на опасность вблизи гостиницы в связи с преобразованиями наподобие коллажа в отличие от присутствующих иметь в виду трудности |
невзирая на опасность в связи с преобразованиями вблизи гостиницы наподобие коллажа в отличие от присутствующих иметь в виду трудности не смотря в записи прийти на встречу с друзьями вследствие рассеянности ввиду ненастья в продолжение всего спектакля в течение сеанса по направлению к почтамту осадки в виде дождя |
По своему усмотрению учитель может предложить дополнительное задание.
Задание. Составьте с одним из производных предлогов предложение и проведите морфологический разбор этого предлога.
II. Союз как служебная часть речи (текст на с. 108, вопросы к тексту, упр. 727, 726 (1–4))
Попросим семиклассников рассказать, что им известно о союзе как части речи (вопрос перед текстом на с. 108).
В слабом классе в случае затруднения учащихся предложим им ответить на конкретные вопросы, например:
- К какой группе частей речи относится союз? Почему?
- Назовите морфологическую особенность слов этой части речи.
- Какую роль союзы выполняют в предложении?
- Попробуйте выделить группы союзов в зависимости от их использования в разных союзных предложениях – сложносочинённых и сложноподчинённых.
Затем предложим ученикам по очереди называть и записывать известные им союзы, устно приводя примеры их использования. В слабом классе поможем ребятам в составлении примеров, в сильном классе отметим наиболее интересные в синтаксическом отношении и в отношении содержания предложения и попросим записать их в тетради, объясняя выбор пунктуационных знаков.
После этого учащиеся читают текст и отвечают на вопросы. Важно, чтобы ребята отметили такие сходства предлогов и союзов, как принадлежность их к служебным частям речи: они, в отличие от самостоятельных слов, не обозначают ни предметов, ни их количеств, ни действий, ни признаков, не указывают на лицо, количество, признак и, соответственно, не способны самостоятельно выступать в роли члена предложения. В то же время и предлоги, и союзы выполняют очень важную функцию – с их помощью устанавливается связь между словами и, таким образом, выражаются различные отношения, которые эти слова связывают. Ученики также должны назвать такой общий морфологический признак предлогов и союзов, как неизменяемость.
В случае необходимости поможем ученикам определить основные различия предлогов и союзов:
- предлоги используются для связи самостоятельных слов в словосочетаниях, участвуют в предложном управлении, а союзы используются для связи однородных членов и частей предложения;
- предлоги уточняют значения падежных форм существительных, участвуя, таким образом, в их образовании, поэтому входят в состав членов предложения, которыми являются эти падежные формы, а союзы в состав членов предложения не входят.
Второе и третье задания распределим между группами учащихся и в процессе взаимопроверки предложим всем ученикам записать наиболее интересные из составленных одноклассниками примеров с приведёнными союзами.
Предоставим учащимся возможность ответить на вопрос в задании 1 упражнения 727 и обратим их внимание на помещённый рядом с текстом портрет В.И. Даля кисти В.Г. Перова. Попросим ребят рассмотреть и в самых общих чертах описать изображённого на нём выдающегося лингвиста и писателя. Например: «На портрете изображён седовласый человек с широкой окладистой бородой, у него узкое лицо с высоким открытым лбом, крупный нос. Умный внимательный взгляд больших светлых глаз устремлён прямо на зрителя. Тонкие длинные пальцы В.И. Даля переплетены и спокойно лежат на коленях».
Предложим ребятам представить, что им ничего не известно об изображённом на портрете человеке, и высказать предположение о том, какими свойствами характера он мог бы обладать, какой род его занятий, что могло бы составлять для него основной интерес в жизни. После этого ученики внимательно читают текст, а затем вновь обращаются к портрету и рассматривают обложку словаря Даля издания 1863 – 1866 гг.
В слабом классе в случае необходимости поможем ученикам разобраться в содержании текста и проведём совместную работу по составлению плана, который может быть примерно таким.
I. Широта интересов В. И. Даля.
1. Круг научных интересов В. И. Даля и освоенные им профессии.
2. Дружба с Пушкиным.
II. Основной труд В. И. Даля.
1. Уникальность «Толкового словаря живого великорусского языка».
2. Словарь В.И. Даля как предмет изучения лингвистов.
3. Практическая польза словаря.
III. Словарь «Пословицы русского народа».
IV. Любовь В. И. Даля к отчизне.
Рекомендуем учащимся подчеркнуть в выписанных предложениях (задание 3) связанные союзами однородные члены и грамматические основы связанных союзами частей сложных предложений.
Когда ученики ознакомятся с заданием 1 упражнения 726, напомним им об условно принятых графических обозначениях служебных частей речи (см. текст на с. 73–74).
Предложим учащимся сильного класса сначала выписать приведённые в упражнении 726 модели и указать грамматические признаки всех слов, которые им соответствуют (например,∩изна – отвлечённое существительное женского рода, I склонения; если не используется в качестве клички животного (птицы), то неодушевлённое, нарицательное; в именительном падеже, используется в значении только единственного числа; ∩ость□ – отвлечённое существительное женского рода, III склонения; если не используется в качестве клички животного (птицы), то неодушевлённое, нарицательное; в именительном или винительном падеже, используется в значении только единственного числа), а затем выписать примеры из текста и подобрать свои примеры.
После того как семиклассники выразительно прочитают текст Владимира Солоухина и определят его главную мысль («Трудно описать красоту утра, сверкающего каплями росы, которые отражают всё многоцветие луговых цветов, просвеченных солнцем»), поможем им выделить языковые средства, с помощью которых автору удалось создать яркий художественный образ росного утра. Морфологические: отвлечённые существительные и прилагательные со значением цвета – зелень, синева, желтизна, белизна, розовость, лиловость, разноцветный, синий, жёлтый; яркие отглагольные существительные – сверкание, горение (в метафорическом употреблении); яркая глагольная лексика (мерцают, светятся); лексические – тропы: эпитеты (росное(утро), глубокой (зеленью), молочно-голубые), метафоры (загораются (капли росы), в каждой капле горит по солнцу), олицетворение (цветы кидают цветные тени ... и заставляют ...), сравнение (белые, как молоко); контекстные синонимы: капли росы – капли – капельки хрустальной влаги; синтаксические средства - ряды однородных членов.
Обратим внимание ребят на художественную фотографию, на которой запечатлена капля росы, и попросим их высказать своё мнение о том, можно ли считать эту фотографию иллюстрацией к тексту Владимира Солоухина.
Посоветуем учащимся, которые пожелают выполнить задание 5 упражнения, использовать при написании сочинения-миниатюры эту иллюстрацию.
Д. з.: 1) выучить текст на с. 108 наизусть; 2) упр. 724; 3) в сильном классе – упр. 725; 4) по желанию – упр. 726 (5).