Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Изложение - Урок 2 - Разряды предлогов - Предлог
Цель урока: 1) развивать умение учащихся проводить текстоведческий анализ художественного текста; 2) проверить умение учеников письменно излагать текст-повествование.
I. Смысловой и частичный стилистический анализ текста (упр. 695 (1))
Предложим ученикам послушать выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева (в исполнении учителя) и ответить на вопросы задания 1. Ребята определят, что главная мысль заключена в предложениях последнего абзаца. Поможем им понять, что это небольшое произведение наполнено проникновенным лиризмом, поэтому жанр его определяют как стихотворение в прозе.
Попросим учащихся провести частичный стилистический анализ: попросим определить его стилевую принадлежность. (Текст относится к стилю художественной литературы, так как автор стремится воздействовать на чувства читателя в форме такого жанра художественной литературы, как стихотворение в прозе, и использует с этой целью различные средства художественной выразительности. Текст характеризуется такими стилевыми чертами, как конкретность (автор рассказывает о конкретном случае, описывает конкретных участников события), образность (писателю удалось создать яркие образы действующих лиц и ярко передать картину произошедшего), эмоциональность и субъективность (автор не остался равнодушным к тому, что произошло на его глазах, он эмоционально выражает в произведении свои непосредственные чувства и своё восприятие событий)).
Потренируем учащихся на материале произведения И.С. Тургенева в анализе использованных выразительных средств, и поможем им в этой работе. В случае необходимости обратим внимание ребят на использование морфологических средств выразительности, например ярких глаголов ринулся, трепетал (от ужаса), одичал, жертвовал (собой), благоговел и др.; лексических: слов высокой лексики – благоговел, тропов: эпитетов -- взъерошенный, искажённый (воробей), с жалким (писком), зубастая (раскрытая пасть), громадным(чудовищем), героической (птицей) и др.; метафоры – сила, сильнее его воли, сбросила; сравнения - камнем упал (воробей); синтаксических: инверсии - перед любовным её порывом, рядов однородных членов, восклицательных по эмоциональной окраске предложений; стилистических приёмов: приёма лексического повтора, приёма противопоставления.
Важно, чтобы ребята не только указали в тексте перечисленные средства художественной выразительности, но и поняли, с какой целью использованы эти средства: в целом они помогают автору создать яркую картину происходящего, эмоционально выразить переполняющие его чувства и, таким образом, усилить звучание выраженной в последнем абзаце текста мысли.
Уже на этом этапе работы нацелим учащихся на сохранение в тексте письменного изложения образной системы произведения, сохранение наиболее ярких средств художественной выразительности, использованных автором.
II. Типологический анализ текста
Предложим ребятам определить тип речи, использованный в тексте, и подведём их к мысли, что текст представляет собой повествование с элементами описания (в первом, третьем, четвёртом, пятом абзацах) и рассуждения (в пятом, шестом, седьмом и последнем абзацах). Обратим внимание учеников на использование в текстах глаголов, которые передают последовательность действий и, таким образом, создают повествовательный стержень произведения: уменьшила (шаги), начала красться, глянул и увидал, упал, прыгнул, остановился, попятился, признал, поспешил позвать, удалился.
Предложим ребятам выписать эти глаголы в тетрадь, чтобы опираться на них при восстановлении повествовательной части текста.
После этого попросим учеников проанализировать особенности композиции текста -- указать основные элементы композиции, свойственные тексту-повествованию: экспозицию – описание ситуации, которая предшествовала началу и развитию событий (первый абзац), завязку – начальный момент в развитии действия (второй абзац), кульминацию – самый острый, напряжённый момент в развитии действия (четвёртый абзац), развязку – заключительный момент в развитии действия (седьмой и восьмой абзацы). Обратим внимание ребят на то, что описание кульминационного момента сопровождается рассуждениями автора о смысле происходящего, а после описания развязки повествователь обращается к читателю и приводит широкое обобщение относительно сущности любви, выражает свой понимание сущности этого чувства и его влияния на всё происходящее в жизни.
По своему усмотрению учитель может предложить ученикам поучаствовать в совместной работе по составлению плана текста, который может быть примерно таким.
I. Возвращение с охоты.
II. Сила любви.
1. Птенец на дорожке.
2. Самоотверженный защитник.
3. Победа любви над страхом смерти.
4. Отступление пса.
5. Преклонение перед силой любви.
III. Любовь – основа жизни.
Предложим ученикам ещё раз назвать те средства художественной выразительности, которые важно сохранить при описании участников происшествия, а также при выражении чувств автора, чтобы вывод в заключительной части был закономерным, и пересказать текст по частям.
III. Анализ использованных грамматических средств и написание изложения (упр. 695 (2, 3))
По своему усмотрению в сильном классе учитель может предоставить ученикам возможность самостоятельно выполнить задание 2 упражнения, а затем проверить свою работу по записи на доске или в процессе устной проверки. В слабом классе проводим с заданием 2 совместную работу.
После этого учащиеся внимательно перечитывают текст про себя, закрывают учебники и приступают к написанию изложения.
Д. з.: упр. 696.