Служебные части речи (продолжение) - Роль служебных частей речи - Служебные части речи и междометия

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Служебные части речи (продолжение) - Роль служебных частей речи - Служебные части речи и междометия

Цели урока: 1) закреплять представление о служебных частях речи, их отличиях от самостоятельных частей речи, о классификационных признаках предлогов, союзов, частиц; 2) совершенствовать умение учащихся различать слова служебных и самостоятельных частей речи, опознавать служебные слова в речи, различать предлоги, союзы, частицы; 3) тренировать учеников в письменном изложении текстовых фрагментов.


I. Роль служебных частей речи (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 645)

По своему усмотрению учитель может заменить или дополнить проверку второго задания после текста на с. 73 – 74 взаимоопросом учащихся (при такой форме опроса ученики задают вопросы по содержанию текста друг другу и контролируют правильность и корректность ответов) или беседой по вопросам.

- На какие две группы делятся части речи?

- Назовите служебные части речи и объясните, почему они так называются.

- Как отличить служебные части речи от самостоятельных? Покажите это на примере предложения Не секрет, что друзья не растут в огороде (Юнна Мориц).

- Как различить служебные части речи? Покажите это на примере предложения из стихотворения Юнны Мориц.

- Какую роль выполняют предлоги? Приведите два-три примера.

- Расскажите о союзе. Приведите пример предложения, в котором союз используется для связи однородных членов, и пример предложения, в котором союз связывает его части. Запишите пример фрагмента текста, в котором союз используется для связи предложений, например: Мы решили отправиться в поход на рассвете. Но в назначенное время у старой сосны оказалось только пять человек – остальные проспали.

- Для чего в речи используются частицы? На примере предложения Именно так выглядел бы этот пирог докажите, что частицы могут выражать различные оттенки значений (например, значение усиления) и использоваться для образования форм самостоятельных частей речи.

После беседы по вопросам проверим правильность выполнения упражнения 642, предоставим возможность высказаться тем ученикам, которые выполнили задание 3 упражнения 643 и выслушаем сообщение ученика, подготовившего индивидуальное задание (упр. 646).

По своему усмотрению учитель может предложить учащимся после выразительного чтения текста упражнения 645 объяснить, какие служебные части речи использованы в каждом предложении этого текста, и поможем им в этой работе. По итогам проведения лингвистического эксперимента (задание 3) подведём учащихся к примерно следующему выводу. Высказывания, которые содержатся в предложениях, отражают то, что происходит в действительности. В действительности все предметы и явления находятся в определённых отношениях, и эти отношения в речи выражаются с помощью служебных слов – предлогов и союзов. Если опустить предлоги и союзы, то связное высказывание превращается в набор словоформ, причём те словоформы, значение которых уточняется предлогами, без предлогов оказываются неспособными выражать соответствующие значения. Без частиц высказывание утрачивает полноту своего значения, а в отдельных случаях (например, при использовании частицы не перед глаголом-сказуемым) меняет своё значение на противоположное.

На примере первого предложения из текста упражнения 645 покажем, что частицы также способствуют краткому выражению ёмкой информации: попросим прочитать первое предложение без частицы всё-таки и объяснить, какие оттенки значения исчезли. Предложим также заменить эту частицу сочетаниями слов или целыми высказываниями, которые способствуют выражению этих смысловых оттенков, например: «всё-таки = Мы уже не надеялись, что вода в реке покроется льдом».


II. Изложение или изложение-миниатюра (на основе упр. 648)

После работы с заданием 1 упражнения учащиеся ещё раз выразительно читают текст вслух и в течение трёх минут – про себя, а затем приступают к написанию его подробного изложения или подробного изложения его части (по указанию учителя).

В слабом классе можно предложить для подробного письменного пересказа второй абзац приведённого отрывка из повести А.С. Пушкина. В сильном классе – первый абзац текста и в качестве заключительной части – первое предложение второго абзаца (Наконец он увидел, что едет не в ту сторону.).

В классе средней успеваемости учитель по своему усмотрению может предоставить учащимся возможность выписать использованные в тексте глагольные формы и затем восстановить текст, используя эти глаголы-сказуемые.

Вторую часть задания 2 упражнения выносим на доску и предлагаем условные обозначения для выделения слов разных служебных частей речи (см. в задании 1 упражнения 644).


Д. з.: на выбор – упр. 644 (4) (см. примечание) или упр. 647.

Примечание. Уточним объём задания 4 упражнения 644: по своему усмотрению ученик выписывает текстовый фрагмент, включающий 5 – 7 предложений. Рекомендуем учащимся использовать для обозначения служебных слов приведённые в задании 1 значки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]