Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Цели:
1. Формирование умения определять неморфологический способ образования слов.
2. Закрепление словообразовательных умений.
3. Орфографический контроль.
Ход урока
I. Орфографический контроль.
1. Орфографическое чтение слов из ЗСП-2, 3, толкование их значения.
2. Орфографическая диктовка (объем - приблизительно 15-16 словосочетаний) словосочетаний из упр. 39, 66, ЗСП-1, 2, 3. Словосочетания записываются на листочках.
II. Закрепление изученного.
1. Словообразовательная разминка.
• Проанализируйте схему, вставьте пропущенные звенья.
... —► цен-и-ть —► ... —► ... —► недо-о-цен-к-а
• Найдите слово, чье словообразовательное гнездо соответствует схеме (по словообразовательному словарику):
Назовите слова из этого гнезда, образованные приставочным. суффиксальным способами.
III. Углубление знаний.
1. Исследование плана изучения темы «Основные способы образования слов» (упр. 65). Что вам не знакомо еще? Пункты 1.4 и 2.2. Прочитайте и перескажите информацию об этих явлениях (с. 25).
2. Упр. 58 (2 примера письменно по образцу).
3. В чем отличие выделенных слов в этих парах?
Девочка умна и воспитанна. Она воспитана в детдоме.
В первом случае - краткое прилагательное, это ее качество; прилагательное перешло из причастия, употребленного во втором примере. В нем можно сказать: «ту, которую воспитали в детдоме».
Определите, где краткое причастие и где краткое прилагательное, пришедшее из причастия, объясните орфографию.
Дети послушны и организованны. - Комиссия организована.
Маша красива и образованна. - Контора образована.
Записать эти примеры, указав часть речи каждого из слов, подчеркнуть суффиксы.
IV. Подготовка к контрольной работе.
1. Устно перечислить способы словообразования с примерами.
2. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует моделям:
1) (деепричастие, совершенный вид; например, сделав):
2) (причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное, женский род, именительный падеж, единственное число; например, закружившаяся);
3) (прилагательное, качественное, полное, мужского или среднего рода, родительный падеж, единственное число);
4) Вспомните отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова в переносном значении. Мы их много учили в 6-м классе. Запишите, укажите вид средств выразительности.
5) Охарактеризуйте письменно звуки: [т'], [о], [и’], [л], [ш].
6) Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, начался, подняв, квартал.
V. Домашнее задание: повторить поэтический отрывок, упр. 62, готовиться к контрольной работе по заданиям в классной.