НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Цели:

1. Формирование умения определять неморфологический способ образования слов.

2. Закрепление словообразовательных умений.

3. Орфографический контроль.

Ход урока

I. Орфографический контроль.

1. Орфографическое чтение слов из ЗСП-2, 3, толкование их значения.

2. Орфографическая диктовка (объем - приблизительно 15-16 словосочетаний) словосочетаний из упр. 39, 66, ЗСП-1, 2, 3. Словосочетания записываются на листочках.


II. Закрепление изученного.

1. Словообразовательная разминка.

• Проанализируйте схему, вставьте пропущенные звенья.

... —► цен-и-ть —► ... —► ... —► недо-о-цен-к-а

• Найдите слово, чье словообразовательное гнездо соответствует схеме (по словообразовательному словарику):

image2

Назовите слова из этого гнезда, образованные приставочным. суффиксальным способами.


III. Углубление знаний.

1. Исследование плана изучения темы «Основные способы образования слов» (упр. 65). Что вам не знакомо еще? Пункты 1.4 и 2.2. Прочитайте и перескажите информацию об этих явлениях (с. 25).

2. Упр. 58 (2 примера письменно по образцу).

3. В чем отличие выделенных слов в этих парах?

Девочка умна и воспитанна. Она воспитана в детдоме.

В первом случае - краткое прилагательное, это ее качество; прилагательное перешло из причастия, употребленного во втором примере. В нем можно сказать: «ту, которую воспитали в детдоме».

Определите, где краткое причастие и где краткое прилагательное, пришедшее из причастия, объясните орфографию.

Дети послушны и организованны. - Комиссия организована.

Маша красива и образованна. - Контора образована.

Записать эти примеры, указав часть речи каждого из слов, подчеркнуть суффиксы.


IV. Подготовка к контрольной работе.

1. Устно перечислить способы словообразования с примерами.

2. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует моделям:

1) (деепричастие, совершенный вид; например, сделав):

2) (причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное, женский род, именительный падеж, единственное число; например, закружившаяся);

3) (прилагательное, качественное, полное, мужского или среднего рода, родительный падеж, единственное число);

4) Вспомните отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова в переносном значении. Мы их много учили в 6-м классе. Запишите, укажите вид средств выразительности.

5) Охарактеризуйте письменно звуки: [т'], [о], [и’], [л], [ш].

6) Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, начался, подняв, квартал.



V. Домашнее задание: повторить поэтический отрывок, упр. 62, готовиться к контрольной работе по заданиям в классной.






Для любых предложений по сайту: [email protected]