Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА - Урок 2
Цели:
1. Формирование умения определять способ выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека.
2. Формирование умения вставлять фрагменты с описанием состояния человека в тексты-повествования.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Чтение своих мини-текстов с описанием.
Задание всем: определить, какое из описаний - о состоянии человека.
2. Упр. 783: устный анализ текстов.
Дополнительное задание: добавьте 1-2 предложения (устно) к каждому тексту с описанием состояния человека.
а) созвучным описанию среды;
б) противопоставленным описанию природы.
II. Речевая разминка.
1. Подберите синонимы к словосочетанию «я рассержен».
2. Подберите антонимы к словосочетанию «мне грустно».
III. Актуализация знаний.
1. Письменно, используя разные способы выражения, подберите слова, передающие состояние человека:
а) при переходе улицы в неположенном месте;
б) при возвращении домой позже разрешенного времени;
в) при получении за контрольную работу оценки «5»;
г) слушающего любимую медленную музыку.
2. Анализ текстов с описанием состояния человека. Упр. 487.
3. Изложение-миниатюра.
Задание: после прочтения текста запишите только те предложения, в которых говорится о состоянии человека или собаки (они отмечены *). По ходу чтения можно делать пометки, после каждого абзаца - небольшая пауза.
За три дня до отхода «Могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание матрос Кочнев, возвращаясь на корвет, заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе.
*Собака с тревогой взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько ласковых слов успокоили ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильнее.
Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. *Этот жест возбудил в собаке жадное внимание. Кочнев зашел в магазинчик и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и обрезки, купленные на свои копейки. *Он вспомнил в этот момент свою любимую собаку - овчарку Джека.
Через несколько секунд собака, все съев, вопросительно посмотрела на матроса. Он ласково свистнул. *Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.
*Несчастный вид ее вызывал жалость в матросах. Ее стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза.
*Наутро, разбуженная чисткой палубы, собака испугалась, в ужасе начала озираться, но Кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашей.
Кочнев предложил матросам оставить собаку на корвете. *Предложение было принято, и они обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера. Разрешение было получено. Поднялся вопрос, какую дать кличку псу. *Все с раздумьем посмотрели на неказистую собаку. которая повиливала обрывком хвоста и благодарно лизала руки матросов.
- Окромя, как Куцый, никак его не назвать! - предложил кто-то. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».
IV. Домашнее задание: напишите несколько предложений, Р которых будет описано состояние собаки (в любой момент) и состояние матросов (в конце фрагмента). Упр. 488 устно.