Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
Правописание суффиксов - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Словарные диктанты
I
Клеящий обои, тающий на солнце, стелющийся по равнине, бреющийся мужчина, строящийся дом, невидимые слёзы, неуправляемый подросток, смотрящий вдаль, колющийся кустарник, любящий чтение, рокочущий в небе, немыслимые задачи, приемлемое решение, зависимый от обстоятельств, колеблемый ветром, жалящие насекомые, ненавидящий взгляд, борющийся за справедливость.
• Обоснуйте выбор гласной буквы в суффиксах причастий.
II
Преданный друг, испуганный взгляд, ветреный день, безветренная погода, деревянные постройки, нарисованный пейзаж, серебряный колокольчик, юный возраст, мужественный человек, раненый боец, проблема решена, порванная нить, стеклянная посуда, длинная дорога, гружённый песком самосвал, некошеный луг, маринованные огурцы, вязанный бабушкой свитер, песчаный пляж, трава скошена, неожиданное решение, смышлёный ученик, старинная усадьба.
• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах.
Объяснительные диктанты
I
1) Корабельное дело корабельщик знает. 2) Разведчику нужна сноровка, увёртка, храбрость, маскировка. 3) Кнут коню не помощник. 4) Лучше в обиде быть, чем в обидчиках. 5) Непостоянен обманщик апрель: на дню семь погод. 6) Указчик Ерёма, указывай дома. 7) Гнев — плохой советчик.
(Афоризмы)
• Объясните правописание суффиксов -ЧИК-, -ЩИК-.
• Найдите предложение, в составе которого есть обращение.
• Объясните, как вы понимаете смысл афоризма “Гнев — плохой советчик”.
II
1) На родной стороне и камешек знаком. 2) Жива душа калачика чает. 3) Человека узнаешь, как из семи печек с ним щей похлебаешь. 4) Ранняя пташка носик прочищает, а поздняя — глаза продирает. 5) Прилежный молоток и в камешек вобьёт гвоздь. 6) Лакомый кусочек скорее в роточек. 7) Дедушка и не ведает, где его внучек обедает. 8) Кусочек с коровий носочек. 9) Крепкий орешек не сразу раскусишь. 10) У всякого свой вкус, один другому не указчик: кто любит арбуз, а кто свиной хрящик.
(Пословицы)
• Обоснуйте выбор гласной буквы в суффиксах -ЕК-, -ИК-.
• Объясните, как вы понимаете смысл пословицы “Ранняя пташка носик прочищает, а поздняя — глаза продирает”. (Ключ: пословица говорит не только о птицах, но и о людях. Эту пословицу вспоминают, когда хотят сказать о том, что рано вставший человек успевает значительно больше сделать за день; он уже поел и принялся за работу, а лентяй ещё нежится в постели.)
III
1) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей. (Ас-Самарканди) 2) Знающему далеко до любящего; любящему далеко до радостного. (Конфуций) 3) Глубокая речь тиха, знающий человек скромен. (Пословица) 4) Мыслящего человека узнают по глубокому благоговению перед жизнью. (В. Гюго) 5) Пока колеблющийся думу думает, смелый дело своё сделает. (Пословица) 6) Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь. (Л. Толстой) 7) Искренняя дружба зиждется на близости умов и тайных законах, а не на видимых признаках. (Ас-Самарканди) 8) Знания, не пополняемые ежедневно, убывают. (Пословица)
• Выделите суффиксы причастий, обоснуйте в суффиксах выбор гласной буквы.
• Найдите предложение, в составе которого есть причастный оборот. Проведите синтаксический разбор этого предложения. Укажите причину обособления причастного оборота.
• Объясните, как вы понимаете смысл высказываний: а) “Знающему далеко до любящего; любящему далеко до радостного” (Конфуций)', б) “Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь” (Л. Толстой).
IV
1) Сто малодушных не заменят одного мужественного. 2) На длинный язык замок найдётся. 3) Гречневая каша — мать наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. 4) Сделанное утром проверяй вечером. 5) Что плохо положено, то брошено. 6) Сенным конём не ездить, соломенным волком не пахать. 7) Незаконченное дело что конь о трёх подковах. 8) Ветреного человека и в тихую погоду узнать можно. 9) Незваный, да желанный. 10) От стриженого барана шерстью не поживишься. 11) Честно заработанная копейка стоит тысяч, приобретённых нечестным путём. 12) Горе лыком подпоясано. 13) Усвоенное в молодости подобно надписи на камне.
(Пословицы)
• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах.
• Найдите предложение с причастными оборотами. Укажите причину обособления одного причастного оборота и необособления — другого.
• Проведите синтаксический разбор предложения 3. Начертите его схему.
Распределительные диктанты
I
• Запишите в два столбика слова: 1) с суффиксами -УЩ- (-ЮЩ-), -ЕМ-; 2) с суффиксами -АЩ- (-ЯЩ-), -ИМ-.
Колышущийся на ветру, дышащий свежим воздухом, едва слышимый, клеящий обои, увлекающийся поэзией, терпящий лишения, ненавидящий ложь, движимый ревностью, трепещущий от страха, невидимые глазу, колеблемые от ветра, колющиеся предметы, ссорящиеся приятели, нарушающие закон, борющиеся с пороками, преодолевающий препятствия, лечащий врач.
• Обоснуйте выбор гласной буквы в суффиксах.
• Допишите в каждый столбик по два своих примера.
II
• Запишите в две колонки слова: 1) с одной буквой Н; 2) с двумя буквами Н в суффиксе.
Безветренный день, серебряная цепочка, испытанный друг, подаренная книга, смышлёный ученик, отчаянный поступок, ветреная погода, раненый зверь, нескошенная трава, вязанный крючком, вязаный свитер, деревянный забор, растерянный взгляд, сонный вид, уверена в победе, несколько раздражена, сгущённое молоко, кипячёная вода, кипячённая в чайнике, посажёный отец, приданое невесты, соломенная шляпа, каменные стены, лебединая песня, лакированные туфли.
• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в суффиксах.
• Допишите в каждый столбик по три своих примера.
Творческий диктант
• “Соберите” слово.
1) Вот корень мой — в синониме к сраженью.
Ищи приставку в слове заявленье.
В наборщике найдёте суффикс мой,
А сам тружусь я в шахте под землёй.
(За-бой-щик)
2) Мой корень поищи у водолаза.
Приставку на подносе видишь сразу,
А суффикс отними у лесника.
Я ж уплываю далеко. Пока!
(Под-вод-ник)
• Приведите по четыре своих примера слов с суффиксами -ЧИК- и -ЩИК-.