Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
Междометия и звукоподражательные слова - Междометия - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Объяснительные диктанты
I
1) О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей! (Ф. Тютчев)
2) Эй, вставайте, сони!
Солнце над опушкой! (Из песни)
3) Всё бело, ой, всё бело,
Белым снегом расцвело. (А. Прокофьев)
4) Увы, наш круг час от часу редеет. (А. Пушкин)
5) Ах, кто не любит первый снег!.. (Н. Рубцов)
6) Чу, гончие бегут лесистым склоном. (К. Бальмонт)
7) Ах ты, степь моя, степь привольная,
Широко ты, степь, пораскинулась. (А. Кольцов)
8) Царь завыл: “Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!” (А. Пушкин)
• Укажите междометия. Что выражают междометия в данных предложениях?
• В каком предложении вы не выделили знаками препинания междометие? Почему?
II
Ах, что может быть лучше, чем ходить босиком! В комнатах толстые шершавые доски холодят ступни. Но на террасе, которая залита солнцем, пол уже тёплый. А выйдешь на крыльцо, сразу обдаст свежим жаром раннего августовского утра, запахами сада, сосны, земли.
(По Ю. Трифонову)
• Найдите междометие. Что выражает междометие? Какова его роль в тексте?
• Найдите в тексте слово, которое иллюстрирует орфограмму “Соединительные о, ев сложных словах”. Разберите слово по составу.
• Проведите синтаксический разбор третьего предложения. Начертите его схему. Где находится придаточная часть по отношению к главному предложению? Какой частью речи выражено подлежащее в придаточной части этого сложноподчинённого предложения? Какие ещё местоимения данного разряда вы знаете?
Распределительные диктанты
I
• Выпишите из предложений междометия, которые используются для выражения: 1) эмоций (в 1-й столбик), 2) команды, приказа (во 2-й столбик), 3) речевого этикета (в 3-й столбик).
1) Эй, пожарные, бегите! (К. Чуковский) 2) О, как душа стихает вся до дна! (А. Фет) 3) Чу! Шорох шагов и шумящего платья... (С. Надсон) 4) До свидания, мальчики! (Б. Окуджава) 5) Марш! Марш работать! 6) Ах, сколько руки эти чудесного творят! (Л. Квитко) 7) Простите, надобно идти мне поскорей (А. Грибоедов)
II
• Выпишите из предложений: 1) междометия (в 1-й столбик), 2) звукоподражательные слова (во 2-й столбик).
1) О, как этот воздух странно нов... (И. Анненский) 2) Ага, плутовка-мышь, попалась... (П. Вяземский) 3) С каждым днём теперь всё реже и реже слышится в лесу “ку-ку”. (М. Пришвин) 4) У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. (Н. Гоголь) 5) Алло! Кто говорит? (К. Чуковский) 6) Петушок пропел: “Ку-ка-ре-ку!” 7) Ух, жарко!.. (Н. Некрасов)
• Дополните записи своими примерами (по три-четыре примера).
Предупредительный диктант
• Послушайте текст литературного критика В. Оботурова. Какие особенности поэтического мира Николая Рубцова отмечает Оботуров?
• Запишите под диктовку.
У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку — увы! — часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех... Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Н. Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира...
• Найдите предложение, в котором есть междометие. Укажите в этом предложении все части речи.
• Выпишите две разные по значению частицы, проведите их морфологический разбор.