Правописание союзов - Союз - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Правописание союзов - Союз - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Объяснительные диктанты

I

1) Хоть и с перцем, зато с добрым сердцем. 2) Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 3) Мокрая курица, а тоже петушится. 4) Приятная шутка в разговоре то же, что и соль в пище. 5) Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 6) С кем поведёшься, от того и наберёшься. 7) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 8) Что бы птичка пела, если бы не ела? 9) Иметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце. 10) Свободный от лжи и лукавства свободен также от страха — от рабства.

(Пословицы)

• Выделите союзы. Объясните правописание созвучных с ними словоформ других частей речи.

• Проведите морфологический разбор двух союзов.

II

...Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

(К. Паустовский)

• Объясните правописание подчинительного союза из предложения 2.

• Составьте и запишите предложение со словами, созвучными союзу чтобы. Что это будут за части речи?

• Проведите морфологический разбор союзов из предложения 2.

• Какие виды предложений по наличию грамматической основы есть в тексте?

III

• Послушайте высказывание русского философа П. Чаадаева. Как вы понимаете его смысл?

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклонённой головой, с запертыми устами... Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

• Запишите под диктовку.

• Возьмите в овал союзы. Дайте им характеристику: сочинительный или подчинительный, роль в предложении.

• Докажите, что подчинительный союз чтобы имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение.

• Найдите в записанных предложениях слова с орфограммой “Чередующаяся безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы.

IV

Фёдор Иванович Шаляпин — один из величайших представителей русской вокальной школы. Обладая редким даром перевоплощения, он создал потрясающие по жизненной правде и силе сценические образы. Шаляпин известен также как выдающийся камерный певец, проникновенный исполнитель русских народных песен.

(“Энциклопедия юного знатока”)

• Укажите части речи в последнем предложении текста.

• Выпишите из последнего предложения союзы, проведите их морфологический разбор.

• Составьте и запишите предложение со словами, созвучными союзу также. Объясните правописание созвучных слов.

• Найдите в тексте деепричастный оборот, подчеркните его, определяемое слово возьмите в рамочку.

V

...Чтобы жить, надо есть и пить. Чтобы работать, надо мыслить. А чтобы и жить, и мыслить, и работать, необходимо позаботиться о своём “доме”, сберечь его, обиходить. Нашу мать-землю изрядно изранили войны, нахраписто наступающий прогресс и просто человеческое бездумье и беззаботность, которые тоже сами по себе не возникают. Они — самая показательная продукция человеческой безграмотности.

(По В. Астафьеву)

• Найдите все союзы, возьмите их в овал, укажите разряд.

• Какой из союзов имеет созвучное слово среди других частей речи? Докажите: составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните орфограмму “Правописание союзов также, тоже, чтобы”.

• Запишите под диктовку.

1) Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. (Л. Толстой) 2) Тот, кто свободен от ига, также свободен и в речи. (Эсхил) 3) Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным. (В. Ключевский) 4) Что бы такое сказать нашей бабушке, чтобы расцвела её душа? 5) Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерно на рога коровы. (Калмыцкая пословица) 6) Умная книга тоже прекрасный друг, мудрый и ненавязчивый.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания созвучных слов, укажите, какими частями речи они являются.

II

• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

• Вспомните и проговорите правило, которое регламентирует правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Среди каких частей речи эти союзы имеют созвучные слова?

• Запишите под диктовку.

Через несколько минут всё уже уснуло на селе. Один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон.

(Н. Гоголь)

• Что такое так же в предложениях данного текста? Объясните правописание этих слов.

• Докажите, что сочетание слов так же имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

III

• Вспомните и проговорите правило написания союзов также, чтобы.

• Запишите текст под диктовку.

Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель. Первый оптический телеграф, также самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями, гениальные проекты деревянных мостов — всё это великие изобретения Кулибина.

Но была у этого человека настоящая страсть — часы. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не может постигнуть сложного часового механизма. Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

(По материалам газет)

• Выделите все союзы, укажите графически их роль в предложениях.

• Докажите, что союз также имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

• Докажите, что слова что бы имеют созвучное слово среди служебных частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

Выборочные диктанты

I

1) Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И. Тургенев) 2) Игнатьев был немногословен, писал так же мало, как и говорил. (В. Саянов) 3) Левин покраснел и рассердился на себя за то, что покраснел. (Л. Толстой) 4) В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. (Пословица) 5) Я за вами на коне поскакал бы тоже. (С. Маршак) 6) Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же. (А. Герцен) 7) Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Толстой) 8) К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. (А. Дюрер)

• Укажите предложения с союзами также, чтобы, тоже, зато. Начертите схемы этих предложений.

• В сложноподчинённых предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид придаточных по значению.

II

1) Что бы мне такого почитать? 2) Чтобы быть образованным человеком, надо много читать и мыслить. 3) Я мечтаю о том, чтобы мне на день рождения подарили книгу стихов Пушкина. 4) Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума. 5) Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе. 6) Юмор для человека то же, что аромат для розы. 7) Я тоже буду поступать в медицинский университет.

• Начертите схемы предложений с союзами чтобы, также, тоже.

• Обоснуйте выбор одной и двух букв Н в записанных предложениях.

Творческий диктант

• Составьте и запишите предложения, используя следующие созвучные слова:

1) Итак — и так; 2) зато — за то; 3) поэтому — по этому.






Для любых предложений по сайту: [email protected]