Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Объяснительные диктанты
I
Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестаёт быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестаёт дорожить хлебом. Какой бы из этих трёх могучих корней ни был повреждён у человека, он перестаёт быть настоящим человеком.
(В. Сухомлинский)
• Определите стиль и тип речи текста.
• Проведите синтаксический разбор первого предложения. Начертите схему.
• Проведите морфологический разбор слова первое.
• Найдите в предложениях однородные члены, укажите их синтаксическую роль.
• Выпишите причастие, проведите его морфологический разбор.
• Выделите орфограмму “Проверяемая безударная гласная корня”. Подберите проверочные слова.
II
Загадка относится к малому жанру народного творчества.
Загадка состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность. Отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена метафорой, которая даёт возможность скрытому сравнению, сопоставлению достаточно далёких предметов, действий, явлений. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, заставить его идти по ложному следу, посмеяться над его недогадливостью. Как правило, если загадывается неодушевлённый предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевлённый предмет, и наоборот. Одушевить неодушевлённые предметы — излюбленный приём загадок, хотя в них используются самые разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, гиперболы, эпитеты, отрицания.
(М. Филипченко)
• Определите стиль речи текста.
• Выделите орфограммы в причастиях.
• Выпишите из текста по одному слову с орфограммами: а) “Проверяемая безударная гласная корня”; б) “Чередующаяся безударная гласная корня”. Выделите корень, обоснуйте выбор безударной гласной буквы в корне.
• Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста, начертите его схему. Объясните расстановку знаков препинания внутри предложения.
• Укажите сложное бессоюзное предложение.
• Найдите однородные члены (в том числе и в составе сложных предложений), укажите их синтаксическую роль.
• Выпишите из текста одно прилагательное, одно причастие, один глагол. Проведите их морфологический разбор. Отметьте общие морфологические признаки этих частей речи.
III
1) А козаки всё ещё говорили промеж собой, и всю ночь стояла у огней, приглядываясь пристально во все концы, трезвая, не смыкавшая очей стража. 2) Почуяли они запах пороха среди площадей и улиц в дальних и ближних городах. 3) Ухватил себя за волосы французский инженер при виде такого неискусства и сам принялся наводить пушки... 4) Три тяжёлые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. 5) Тарас запер дверь и смотрел в маленькое окошечко на этот грязный жидовский проспект. 6) Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом.
(Н. Гоголь)
• Найдите предложения, в которых союз И соединяет части сложносочинённого предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого. Начертите схемы предложений.
• Чем осложнены части сложносочинённых предложений?
• Проведите синтаксический разбор предложения “Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам тростника...”. Отметьте в данном предложении необособленный причастный оборот, укажите причину его необособления.
• Выполните морфологический разбор слов приглядываясь, (у) огней, дальним (заревом).
• Выпишите из предложения 6 по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”. Выделите корень, обоснуйте выбор гласной буквы.
• Найдите в предложении 1 устаревшее слово, назовите его синоним в современном русском языке.
Обобщающие диктанты
I
1) Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её. (Ф. Достоевский) 2) Право на счастье составляет самое неотъемлемое счастье человека. (К. Ушинский) 3) Это самая трудная вещь — требование к себе. (С. Макаренко) 4) Совесть — это сила, помогающая сдирать с человека эгоизм. (По Ф. Абрамову) 5) Прямые побеги редко вырастают в искривлённое дерево. (М. Рид) 6) Цивилизация не на улицах, цивилизация в сердцах. (В. Розанов) 7) Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой. (Эзоп) 8) Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Бёрк) 9) Не слишком разжигайте печь для своих врагов, иначе сгорите в ней сами. (В. Шекспир) 10) Власть Поэта — превращать в золото всё, до чего он коснётся. (А. Фет) 11) Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. (Р. Роллан) 12) Презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей. (А. Доде) 13) Иди вперёд навстречу будущему без страха и с мужественным сердцем. (Г. Лонгфелло) 14) Никому не объять необъятного. (К. Прутков) 15) Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах) 16) Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее. (И. Гёте) 17) Дружба — состояние мужественное, не боящееся испытаний. (К. Федин) 18) Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше. (Латинское изречение) 19) Делай великое, не обещая великого. (Пифагор)
• Какие орфограммы позволяет вспомнить материал данного диктанта?
• Найдите по одному примеру слов, в которых: а) букв больше, чем звуков; б) букв меньше, чем звуков. Объясните данное несоответствие.
• Подберите однокоренные слова к слову коснётся.
• Разберите по составу слова обещая, сказанного, мужественное, испытаний.
• Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотами. Проведите синтаксический разбор этих предложений.
• Подчеркните грамматические основы в предложениях с тире между подлежащим и сказуемым. Укажите способ выражения подлежащего и сказуемого.
II
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
(М. Горький)
• Какие орфограммы корня позволяет повторить материал записанного вами текста?
• Выделите орфограмму “Чередующаяся безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы в корнях с чередованием.
• Выпишите слова в столбик с орфограммой “Проверяемая безударная гласная корня”, подберите и запишите к ним проверочные слова. Выделите корень.
• Выделите в записанном тексте безударные окончания личных форм глаголов, обоснуйте в них выбор гласной буквы.
III
Слова в поэзии — тот строительный материал, из которого возводится здание. Нет слов плохих или хороших. Все равноценны. Но их цвет, вкус, запах возникают лишь в сочетании, в органическом и естественном слиянии, в содружестве с остальными словами фразы. Слово живёт не только прямым, выраженным в нём смыслом, но и принимает в себя бесчисленные оттенки живой авторской интонации, образное богатство творческого воображения, то есть те краски жизни, которыми создаётся чудо, именуемое поэзией.
(По Вс. Рождественскому)
• Выделите орфограммы в суффиксах, объясните их правописание.
• Запишите транскрипцию слов возводится, вкус, себя, создаётся, прямым, богатство.
Контрольный словарный диктант
Бесконфликтная ситуация, испытывающий некоторое недоверие, предложил неожиданное решение, традиционная общешкольная линейка, образцово-показательное выступление, образцово выполненная работа, не испытывал ничего подобного, собирательное числительное, конспиративная квартира, не был уверен ни в чём, помочь преодолеть кое-какие трудности, притвориться несколько рассерженным, приумножать духовные богатства, заботиться о чистоте души, ещё не кошенная трава, не применяя цитирования, мужественно одолевает невзгоды.
Контрольные диктанты
I
Этот человек появился в нашем городе после дождя. Люди решили, что он упал с пролетающих туч. Некоторые считали, что Странный чудак спустился по молнии.
Незнакомец бродил по улицам и загадывал детям загадки. “Ребята, что такое ключ?” — спрашивал пришелец. “Это самое главное, ключ задачи!” — кричала умненькая непоседливая девочка с весёлыми бантиками на голове. “Нет, это то, чем отпирают дверь или завинчивают гайки”, — возражал медлительный мальчик с задумчивыми глазами. “Нет, это связано с водой, с родником, холодный ключ бьёт из земли”, — говорили одновременно два друга с озорными веснушками на носу.
Удивительный человек рисовал в воздухе скрипичный ключ и тихо произносил: “Этот знак — ключ к чуду”. А потом он взмахивал рукой, и начинал звучать прелестный мотив. Пели провода и водосточные трубы, шелестели деревья, звенели окна в домах...
(По А. Иллюминарской)
Задания:
1. О каком языковом явлении говорится в тексте? Дайте развёрнутый ответ на вопрос. (Ключ: об омонимии.)
2. Выпишите из текста одно прилагательное (I вариант), одно причастие (II вариант). Проведите морфологический разбор этих слов.
3. Начертите схемы предложений: предложения 2 из второго абзаца (I вариант), предложения 1 из последнего абзаца (II вариант). Ответьте письменно на вопросы: “В чём смысл постановки отделительного знака препинания в прямой речи перед кавычками?” (I вариант), “В чём смысл постановки отделительного знака препинания в прямой речи после кавычек?” (II вариант).
4. Проведите синтаксический разбор предложений: “Люди решили, что он упал...” (I вариант), “Незнакомец бродил по улицам...” (II вариант).
II
Картина Н.К. Рериха “Заморские гости”
На холсте Николая Константиновича Рериха изображена совсем далёкая древность.
По ярко-синей воде озера Ильмень плывут на Русь заморские гости, из-за крутых бортов ладей поглядывают на неведомую землю.
На холмистые берега.
На белые стены далёких городов.
Ладьи очень красивы. Рерих говорил, что надо учиться у древних умению радоваться красоте. Их терема, ладьи, оружие, вещи были ярко изукрашены. И в каждой краске — солнце, заря, небо.
Плывут, отражаясь в синей воде, ладьи под красными и жёлтыми полосатыми парусами.
Красными, жёлтыми, стальными солнцами сияют по бортам щиты воинов.
Весенний ветер рябит студёную воду.
Парят над синей водой белые чайки. Сверкая острыми крыльями, спускаются к самым волнам.
(По В. Порудоминскому)
Примечание: Сказать о постановке тире.
Задания:
1. Подберите синонимы к словам из текста: ладья, красными, I сияют (I вариант); холст, жёлтыми, парят (чайки) (II вариант).
2. Разберите по составу слова: заморские, отражаясь, древность, поглядывают (I вариант); полосатыми, сверкая, спускаются, городов (II вариант).
3. Проведите синтаксический разбор предложений: “Плывут, отражаясь в воде...” (I вариант); “Сверкая острыми крыльями...” (II вариант).
4. Выпишите одно местоимение, проведите его морфологический разбор.
III
Заспорили однажды деревья промеж себя о том, кто из них лучше. Вот дуб говорит: “Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится. Листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою”.
Так хвастал дуб, но услышала его яблоня и молвила: “Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст; зато растут на тебе одни невкусные жёлуди, а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает”.
Слушая этот спор, сосенка покачала иглистой верхушкой и говорит: “Погодите хвастаться. Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голые, некрасивые, а на мне всё же останутся мои зелёные блестящие колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им и печки топлю, и избы строю”.
(По К. Ушинскому)
Задания:
1. Определите способ образования слов глубоко, невкусные (I вариант); некрасивые, холодной (II вариант).
2. Запишите синонимы к словам молвила (I вариант), хвастал (II вариант).
3. Выпишите из второго абзаца (I вариант) и из третьего абзаца (II вариант) по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы.
4. Укажите части речи в предложении 1.
5. Начертите схемы предложений: “Вот дуб говорит...” (I вариант); “Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает...” (II вариант). Составьте и запишите своё предложение на тему природы, в котором прямая речь будет стоять впереди слов автора.
IV
На картине И. Левитана “Вечерний звон” изображён окружённый осенним лесом монастырь у излучины полноводной реки. Левитан приглашает зрителя в благой, лишённый зла мир.
В “Вечернем звоне” доминируют плавные, эллипсоидные линии реки, течение которой уводит взгляд вдаль. Проникающее картину круговое движение, красота вечернего освещения, румянящего и золотящего плывущие по небу лёгкие облака и белые стены монастырских зданий, “эхо” отражений на зеркальной глади воды создают ощущение торжественного и мелодичного звучания картины. И кажется, что в её пространстве, как и в одном из рассказов Чехова, “собрались отдыхать и люди, и природа, и лес, и солнце, отдыхать и, быть может, молиться”.
В картине нашло прекрасное выражение типично русское, даже отшельническое умиление перед красотой вечера в святом месте, чуткость живописца к художественному своеобразию церковной архитектуры, её единству с окружающей природой.
(По Вл. Петрову)
Задания:
1. Выделите орфограммы причастий: в первом абзаце (I вариант); во втором абзаце (II вариант).
2. Проведите морфологический разбор слов осенним (лесом) (I вариант); (с) окружающей (природой) (II вариант).
3. Проведите синтаксический разбор предложений: “На картине И. Левитана “Вечерний звон” изображён...” (I вариант); “Левитан приглашает зрителя...” (II вариант).
V
С именем художника Г.М. Коржева связано искусство мужественно-сдержанное, исполненное высокой гражданственности и человечности. Тема стойкости русского человека, преодолевающего все невзгоды войны, находит воплощение в цикле картин “Опалённые огнём войны”. Этот цикл представляет собой пятичастную композицию, состоящую из следующих картин: “Проводы”, “Мать”, “Заслон”, “Следы войны” и “Старые раны”. В них Коржев рассказывает о людях трагической судьбы, но не исключительных, а рядовых, обыкновенных.
На картине “Проводы” запечатлена характерная сцена начала войны. Молодой мужчина, мобилизованный на фронт, прощается с припавшей к его груди женщиной. В образах героев картины живописец утверждает огромную духовную силу русского человека.
На полотне “Старые раны”, завершающем цикл картин “Опалённые огнём войны”, тоже изображены мужчина и женщина, но уже не молодые, а пожилые, умудрённые житейским опытом. Женщина спит, повернувшись лицом к стене. Но мужчине не спится, ему не дают уснуть старые раны, воспоминания о пережитом, о тяжких испытаниях, выпавших на его долю.
(По Л. Зелъмановой)
Задания:
1. Найдите в тексте слова с одной и двумя Н в суффиксе. Объясните их правописание.
2. Укажите части речи в предложении “На полотне “Старые раны”, завершающем цикл картин...”.
3. Проведите синтаксический разбор предложений: “Молодой мужчина, мобилизованный на фронт, прощается...” (I вариант); “Женщина спит, повернувшись лицом...” (II вариант).
VI
...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Чайковского, не бессмертные полотна Рафаэля, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его всё время неодолимо тянет туда...
Со “Сказки о рыбаке и рыбке”, со стихотворения “Буря мглою небо кроет””, с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зелёной поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полёта мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла. И слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства...
За Пушкиным путь наш, за ярким факелом сгоревшей его жизни, за мученическим и путеводным словом его. За титанами, подобными Пушкину, украсившими и обогатившими человеческую жизнь.
(По В. Астафьеву)
Задания:
1. Выпишите из предложений первого абзаца (I вариант) и третьего абзаца (II вариант) по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы.
2. Проведите со словами пещеры (I вариант) и вешнего (II вариант) разные виды разборов: лексический, фонетический, орфографический, морфемный, морфологический.
3. Составьте и запишите предложение с деепричастным оборотом.