Буквы Ъ и Ь - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

Буквы Ъ и Ь - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Словарные диктанты

I

Газетное объявление, объектив фотоаппарата, сошью костюм, разъединить провода, горячий бульон, субъективная оценка, соловьиные трели, третий подъезд, цветочный павильон, разъярить зверя, заключить в объятия, объяснительная записка, съёмная квартира, вьющиеся волосы, острое копьё, съёмки фильма, дружная семья, въезжать в город.

• Обоснуйте выбор разделительных Ъ и Ь знаков в словах.

• Запишите транскрипцию слов въезжать, подъезд, семья.

II

Тёмная ночь, скорая помощь, из-за туч, спелая рожь, солнечный луч, уважительная дочь, шиповник колюч, сжечь дотла, грамотная речь, беречь здоровье, стремиться помочь, учишься на отлично, отрежь верёвку, увлечься игрой, испечь пирог, привлечь внимание, искусный печник, отличный помощник, вечный двигатель, пушистое облачко, неглубокая речка.

• Обоснуйте написание или отсутствие Ь на конце слов после шипящих.

• Подчеркните те сочетания букв, в которых Ь никогда не употребляется.

III

Будем учиться, занимается спортом, искупаться в речке, ему нездоровится, он учится, карабкаться в гору, надо извиниться, мне не спится, светится окошко, никого не боится, увлекаться живописью, старается победить, не надо заблуждаться.

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в -тся/-ться.

• Запишите транскрипцию слов увлекаться, светится.

Объяснительные диктанты

I

1) Не суди по приезду, суди по отъезду. 2) Лучше маленькое дело, чем большое безделье. 3) Знает кошка, чьё мясо съела. 4) Гроза бьёт по высокому дереву. 5) Возьмётся народ — озеро перельёт. 6) Муравьиная рать и льва победит. 7) Всякая тайна въяве будет. 8) По заячьему следу доходят до медвежьей берлоги. 9) Горе в чужой земле безъязыкому. 10) Не расходуй там, где можно сэкономить. 11) Ржа съедает железо, а завистливый от зависти гибнет. 12) И на сухой ели кукушка счастье накукует.

(Пословицы)

• Обоснуйте выбор разделительных Ъ или Ь в словах.

• В каком предложении нет слова с орфограммой “Разделительные Ъ и Ь знаки”? Объясните, почему в слове сэкономить из предложения 10 не пишется разделительный Ъ?

• Запишите транскрипцию слов возьмётся, бьёт, безделье. Отметьте фонетические особенности слов.

• Найдите однокоренные слова в предложениях 11—12. Выделите в них корень.

II

1) Больному помогает врач, а голодному — калач. 2) Где лгун да рвач, не жди удач. 3) В августе рожь пошла под нож. 4) Хвастуну грош за красную ложь. 5) На удочку кита не поймаешь. 6) Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч. 7) Лес сечь — не жалеть плеч. 8) Улитка, спрячь рожки, я вижу тень на дорожке. 9) Репа не мясо, режь да ешь.

(Пословицы)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь на конце слов после шипящих.

• Подчеркните сочетание букв, в котором никогда не пишется Ь. (Ключ: удочку — из 5-го предложения*.) Запишите три-четыре подобных примера.

• Найдите предложение с обращением. Проведите синтаксический разбор этого предложения; начертите его схему.

III

1) Всё хорошо, что хорошо кончается. 2) Много всего говорится, да не всё в дело годится. 3) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. 4) Росинка не в силах тягаться с солнцем. 5) Сердитый без ужина спать ложится. 6) Кто с правдой породнится, тот и грома не боится. 7) Умел ошибиться, умей и поправиться.

(Пословицы)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в -тся/-ться.

• Запишите транскрипцию слов: боится, тягаться. Отметьте фонетические особенности слов.

• Проведите синтаксический разбор предложения 6. В чём особенность выражения подлежащего и сказуемого в простых частях данного сложноподчинённого предложения?


* В некоторых случаях, которые могут представить для учеников сложность, в скобках даётся ключ к заданиям, который пригодится при самостоятельной работе с данным сборником.

Распределительные диктанты

I

• Запишите слова в три колонки: 1) слова, в которых букв больше, чем звуков; 2) слова, в которых букв меньше, чем звуков; 3) слова, в которых равное количество букв и звуков. Добавьте в каждую колонку по два своих примера.

Юг, ёж, пью, соль, ель, мёд, шьёшь.

• Подчеркните одной чертой слова, в которых Ь обозначает мягкость согласного на письме, двумя чертами — слова с разделительным Ь; волнистой чертой подчеркните слово, в котором Ь — показатель грамматической формы.

II

* * *

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

Лелею травы, лелею нивы.

(К. Бальмонт)

• Какое фонетическое средство выразительности лежит в основе поэтических строк К. Бальмонта? (Звукопись: нарочито подчёркивающее аллитерирование звуков [в] и [л].)

• Найдите и подчеркните слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните причину данного фонетического несоответствия.

• Запишите транскрипцию слов немею, ветвях, вздохнув.

• Найдите слово с сочетанием двух букв, между которыми никогда не пишется Ь.

III

• Запишите слова в три колонки: 1) слова, в которых пишется разделительный Ь; 2) слова, в которых пишется разделительный Ъ; 3) слова, в которых не пишется Ъ.

Съёжился, забьёт, напьётся, съёмка, сэкономить, предъюбилейный, предэкзаменационный, бурьян, пьеса, съезд, батальон, объект, трёхэтажный, сошью, серьёзный, трёхъярусный.

• Допишите в каждую колонку по одному-два своих примера.

• Запишите транскрипцию слов съезд, сошью, напьётся.

Творческие диктанты

I

• Запишите слова в столбик.

Всё, легко, ещё, лёд, тяжёлый, сберечь, счастье, честный, язык, сошью, бояться, пятнадцать, частный, несчастный.

• Во второй столбик запишите транскрипцию данных слов.

• Отметьте фонетические особенности записанных слов.

• Разберите по составу слова частный, честный, несчастный. Что общего у этих слов?

II

• Запишите три ряда слов.

1) Разъезд, сошью, объяснить, предъюбилейный, съёмка, межъярусный.

2) Сверхъестественный, инъекция, предъявлять, трёхъязычный, двуязычный.

3) Подьячий, подъезд, подъёмник, подъедать, подъязычный, въезжать.

4) Предъявлять, предэкзаменационный, адъютант, двухъярусный.

• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: сошью, двуязычный, подьячий, предэкзаменационный.)

• Составьте свой ряд из четырёх слов с “четвёртым лишним”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]