Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Лексическая разминка
- Разберите слова-паронимы по составу, составьте с ними словосочетания.
Безличный — безликий. ________________________________________________
Травяной — травянистый. ______________________________________________
Даровой — дарёный. __________________________________________________
Пластичный — пластический. ___________________________________________
Орфографический тренинг
Правописание чередующихся гласных в корне слова |
Вспоминаем! |
Вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор. Соприк..сновение, распол..житься, скл..няться, заг..рать, попл..вок, к..сательная, дог..рала, вск..чить, оз..рение, разр..внять, пор..сль, пл..вец, ср..вняться, обм..кнуть, подр..стковый, ск..кать, пром..чить, прод..раться, зап..рающийся, забл..стел, з..рница, выч..тание, пром..кающий, р..стовщик, закл..нание, подр..внять чёлку, ум..реть, заж..гать, покл..ниться, оз..рение, водор..сли, р..сток, ур..внять в правах, пост..лить, отр..сль, выр..щенный, бракосоч..тание, пл..вучая льдина, приг..рь, забл..стала, зам..реть, р..вняйсь, птичка з..рянка. |
Написание чередующейся гласной в корне определяется: • ударением (-гар/гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-); • последующей согласной (-раст-/-ращ/рос-, -лаг-/лож-, -скак/-скоч); • наличием суффикса а после корня (-кас-а-/-кос-, корни с е/и); • значением корня (мак-/мок-, -равн-/-ровн). NB! Помните, что есть омонимичные корни! Отличайте корни с чередующейся гласной от других корней. Их надо узнавать “в лицо”! |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)У всякого свой любимый роман Достоевского. (2)Я, конечно, не посмею оспаривать то мнение, что вершиной творчества Достоевского нужно считать его последний роман “Братья Карамазовы”. (3)Но зато каждый имеет право выделить для себя тот роман, который он больше других любит перечитывать, хотя уж и знает почти наизусть, а всё возвращается к любимым страницам.
(4)Такой роман для меня — “Идиот”. (5)Может быть, потому, что в нём Достоевский хотел изобразить идеального человека, каких вокруг него не было; человека, о каком автор, может быть, только мечтал, — и, представив его читателям, не мог нарушить правду жизни и сделать героя счастливым. (6)Казалось бы, все возможности для этого нашлись: герой нежданно-негаданно получил большое наследство, его любят две красивейшие женщины — но счастья нет, и горести, свалившиеся на князя Мышкина, возвращают его в то болезненное состояние, в котором он провёл свою молодость.
(Н. Долинина)
1. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и местоимения. Напишите его номер.
2. В каком предложении используется такое средство выразительности, как синтаксический параллелизм? Напишите его номер.
3. Каким способом образовано слово ПЕРЕЧИТЫВАТЬ?
4. Найдите прилагательное, употреблённое в форме простой превосходной степени, выпишите его и поставьте ударение.
5. Из предложения 3 выпишите два словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. В каких предложениях есть обособленные члены? Напишите их номера, назовите член предложения.
7. Объясните постановку тире в предложении 6.
8. Обозначьте грамматические основы в предложении 3, составьте его схему. Укажите виды придаточных и способ их подчинения главной части.
9. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Согласны ли вы с точкой зрения автора, высказанной в предложении 5? Аргументируйте своё мнение. (Если вы не читали роман Ф.М. Достоевского “Идиот”, то напишите о наиболее интересном для вас произведении Ф.М. Достоевского.)