Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание НЕ с разными частями речи - Урок 3
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
1. Аннотация 2. Апелляция 3. Апробация 4. Анонс |
A. Предварительное объявление о чём-нибудь. Б. Определение уровня квалификации. B. Краткое изложение содержания. Г. Проверка, испытание. Д. Обжалование решения, оценки. |
Грамматическая разминка
- Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами.
В 2007 году сестра пошла в школу.
Озеро находится в 1,5 км от города.
Космонавты провели на орбитальной станции “Мир” 152 (сутки).
Для кабинета домоводства закупили 24 (ножницы).
От берега отчалил теплоход с 400 пассажирами.
Орфографический тренинг
Правописание НЕ с разными частями речи |
Классифицируем! |
В каждой группе примеров отметьте случаи раздельного написания НЕ, графически объяснив ваш выбор. 1 1) мне как-то (не) (по) себе; 2) (не) хуже нас; 3) (не) зачем разговаривать; 4) (не) навек расстаёмся; 5) ему это (не) (под) силу. 2 1) имел привычку (не) доигрывать; 2) (не) уловимый ухом звук; 3) (не) забываемый нами день; 4) он (не)долечился; 5) практически (не) уловимый шум. 3 1) (не) переводимый текст; 2) нигде (не) уловим; 3) (не) переводимый на русский язык; 4) (не) досолить суп; 5) он (не) уловим сегодня. 4 1) ты (не) доработал эту тему; 2) совершенно (не) предсказуемый человек; 3) (не) видимые миру слёзы; 4) (не) прочь поспать; 5) абсолютно (не) изученный вопрос. |
NB! Наречия меры совершенно, абсолютно, крайне не являются теми зависимыми словами, которые “отодвигают” не от причастия. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)К каждому писателю можно обратить традиционный вопрос: что вы хотели в вашем произведении сказать? — хотя далеко не всегда на этот вопрос можно без затруднения найти ответ. (2)Что хотел сказать в своём “Третьем сыне” Платонов? (3)Никакого осуждения пяти весельчаков у него нет, да и не за что их, в самом деле, осудить. (4)Они хорошие, сердечные, простые люди, а если скорбь о матери не убила в них бодрости, то кто же не знает, что вопрос лишь во времени, и рано или поздно жизненная энергия справится со всяким горем! (5)“Увы, утешится жена...” (6)Истина старая, вечная, согласны мы с ней или нет. (7)Но в том-то и дело: согласны мы с ней или нет? (8)Третий сын как будто не согласен. (9)Его потрясает безразличие, его возмущает та “равнодушная природа”, о которой писал Пушкин. (10)Он лишается сил не только от горестного волнения, охватившего его при виде смерти, но и от ужаса, который ему внушает жизнь. (11)0н никого не упрекает, он озадачен, удивлён, он не знает, как всё это сгладить и примирить. (12)Что же, старая набожная мать, даже отказавшаяся от церковного погребения ради сыновей, умерла, — а они, любящие её, по- своему ей преданные, что же, они могут в двух шагах от её гроба шутить, и это — жизнь, естественная, нормальная, не заслуживающая никакого возмущения? (13)Так устроен человек, мнящий себя “образом и подобием Божиим” — и сознавая, что он так устроен, человек не содрогнётся?
(Г.В. Адамович)
1. Определите тип речи.
2. Какие языковые средства делают этот текст эмоциональным и выразительным? Напротив названных языковых средств напишите номера тех предложений, в которых они использованы.
а) ряды однородных членов ________________________
б) синонимы ______________________________________
в) антитеза _______________________________________
г) метафора ______________________________________
д) риторический вопрос ____________________________
е) градация_____________________________________
ж) синтаксический параллелизм ____________________
3. В предложениях 2-4 найдите фразеологизм(-ы). Выпишите, объясните его(их)значение.
4. Из предложений 11-12 выпишите все служебные части речи, назовите их.
5. Выпишите из текста три числительных. Укажите их разряд.
6. В предложениях 2-3, 10-11 найдите все местоимения. Выпишите их и укажите разряд.
7. Сколько грамматических основ в предложении 1? Подчеркните их в тексте, составьте схему предложения. В чём необычность этой синтаксической конструкции?
8. Из предложений 12-13 выпишите все причастия. Укажите их разряд и время.
9. Напишите, какими способами образованы слова ПО-СВОЕМУ (предложение 12) ____________________, ЗАТРУДНЕНИЯ (предложение 1) ____________________, СГЛАДИТЬ (предложение 11) ________________________________________________________________________________
10. Из предложения 13 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
11. Среди предложений 7-13 найдите сложное(-ые) с бессоюзной и подчинительной связью. Укажите его(их) номер(-а)
12. Объясните написание НЕ в предложениях 8 и 12.
13. Подберите синоним и однокоренное слово к слову МНЯЩИЙ (предложение 13)____________________________________
14. Из предложений 8-11 выпишите союзные слова. Какой частью речи они являются? Определите их синтаксическую роль в предложении.
15. Выразите своё отношение к проблеме, затронутой автором данного текста. Напишите об этом сочинение-рассуждение.