Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание НЕ с разными частями речи
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
1. Электорат 2. Саммит 3. Паритет 4. Приоритет |
A. Равноценность, равенство. Б. Встреча на высшем уровне. B. Первенство. Г. Круг избирателей определённого кандидата или партии. Д. Привилегия. |
- Составьте с данными словами словосочетание глагол + существительное.
Орфографический тренинг
Правописание НЕ с разными частями речи |
Классифицируем! |
В каждой группе примеров отметьте случаи раздельного написания не, дайте графическое объяснение вашему выбору. 1 1) трава (не) скошена; 2) ещё (не) скошенная трава; 3) (не) написанный, а отпечатанный текст; 4) (не) скошенный луг; 5) он (не) велик ростом. 2 1) (не) доесть пищу; 2) (не) затухающий спор; 3) дом (не) построен; 4) (не) скошенный вовремя луг; 5) (не) достаёт до дна. 3 1) вовсе(не)близко; 2) (не) глубокая, но быстрая речонка; 3) (не) взлюбить с первого взгляда; 4) совершенно (не) умный поступок; 5) (не) услышанный ею. 4 1) ему (не)здоровится; 2) (не) смотря по сторонам; 3) (не) достаёт терпения; 4) мне (не) спится; 5) давно (не) долюбливает нас. 5 1) отнюдь (не) новый материал; 2) (не) решённая задача по алгебре; 3) (не) должен приходить; 4) девушка (не) воспитанна; 5) свидетели (не) обнаружены. |
Сначала определим часть речи с не, потом найдём причину раздельного написания не: 1. Есть или подразумевается противопоставление с союзом а (для всех частей речи). 2. Наличие рядом усилительных слов вовсе, совсем, отнюдь, далеко, ничуть или местоимения, наречия с ни (для сущ., прилаг., наречия на -о); 3. Для причастия: • наличие любого зависимого слова. Кроме наречия меры и степени (очень, крайне и т.п.); • если причастие в краткой форме. 4. Для прилагательных: • стоит в сравнительной степени; • является относительным или притяжательным; • с прилагательными, обозначающими цвет. 5. Со словами категории состояния: не рад, не должен, не нужен, не готов, не обязан, не согласен, не жаль. Искл.: неохота. 6. Со всеми наречиями, оканчивающимися не на -о, например: не так, не здесь, не вполне. 7. Со всеми местоимениями (кроме отрицательных без предлогов — некого): не мой, не каждый, не сам, не у кого. 8. С глаголами и деепричастиями, кроме слов с приставкой недо- (со значением нехватки чего-то). Отсутствие причины означает слитное написание НЕ! NB! не пишется слитно (со всеми частями речи), если слово без не не употребляется. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
Приручённые невидимки
(1)Во второй половине XX века в наш обиход вошли печи, нагрев пищи в которых производится невидимыми лучами — микроволнами.
(2)Подобно многим другим открытиям, существенно повлиявшим на повседневную жизнь людей, открытие теплового воздействия микроволн произошло случайно. (3)В 1942 году американский физик Перси Спенсер работал в лаборатории компании “Райтеон” с устройством, излучавшим сверхвысокочастотные волны. (4)Разные источники по-разному описывают события, случившиеся в тот день в лаборатории. (5)По одной версии, Спенсер положил на устройство свой бутерброд, а сняв его через несколько минут, обнаружил, что бутерброд прогрелся до середины. (6)По другой версии, разогрелся и растаял шоколад, который был у Спенсера в кармане, когда он работал возле своей установки, и, осенённый счастливой догадкой, изобретатель ринулся в буфет за сырыми кукурузными зёрнами. (7)Поднесённый к установке попкорн вскоре с треском начал лопаться.
(8)Так или иначе эффект был обнаружен. (9)В 1945 году Спенсер получил патент на использование микроволн для приготовления пищи, а в 1947-м на кухнях госпиталей и военных столовых, где требования к качеству пищи были не столь высоки, появились первые приборы для приготовления пищи с помощью микроволн. (10)Эти изделия фирмы “Райтеон” высотой в человеческий рост весили 340 кг и стоили 3000 долларов за штуку.
(11)Понадобилось полтора десятилетия, чтобы “довести до ума” печь, в которой пища готовится с помощью невидимых волн. (12)В 1962 году японская фирма “Sharp” выпустила в продажу первую серийную микроволновую печь, которая, впрочем, поначалу не вызвала потребительского ажиотажа. (13)Этой же фирмой в 1966 году был разработан вращающийся стол, в 1979-м впервые применена микропроцессорная система управления печью, а в 1999-м разработана первая микроволновая печь с выходом в Интернет.
(По материалам ж-ла “Наука и жизнь”, В. Коляда)
1. Объясните лексическое значение следующих слов: АЖИОТАЖ (предложение 12) ________________, ПАТЕНТ (предложение 9).
2. Найдите в предложениях 9-11 фразеологизм. Выпишите его. С какой целью употребляет его автор текста?_____________
3. Сделайте морфемный и орфографический разбор слов НЕВИДИМЫХ (предложение 11) ________________, ПРИМЕНЕНА (предложение 13) ________________, ДЕСЯТИЛЕТИЕ (предложение 11) ________________, ОСЕНЁННЫЙ (предложение 6) ________________, ПО-РАЗНОМУ (предложение 4) ________________________________________________
4. Найдите в предложении 13 слово, образованное бессуффиксным способом. Выпишите его.
5. В предложениях 6-7 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Выпишите его.
6. Из предложений 2, 5, 6 выпишите все предлоги.
7. Выпишите из предложений 1-5 все имена числительные.
8. Какими частями речи являются следующие слова: СТОЛЬ (предложение 9) ________________, ПЕРВЫЕ (предложение 9) ________________, ПОЛТОРА (предложение 11) ________________, РАЗРАБОТАНА (предложение 13)? __________________________________________________
9. Объясните отсутствие запятой в предложении 5 перед деепричастием СНЯВ.
10. Почему обособляется определение, стоящее перед определяемым словом в предложении 6?
11. В каких предложениях используются вводные слова? Подпишите их в тексте. Укажите номера предложений.
12. Среди предложений текста найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с последовательным подчинением придаточных. Укажите их номера и составьте схему(-ы)
13. Объясните смысл названия этого текста. Считаете ли вы его удачным? Оформите ответ в виде рассуждения из 6-8 предложений.