Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Правописание корней с чередованием е - и - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Актуализация знаний.
— Назовите известные вам чередования гласных и согласных в корне слова. Приведите примеры.
— Рассмотрите таблицу упр. 151. Сформулируйте правило выбора гласных е — и в корнях с чередованием.
II. Закрепление.
2.1. Заполнение таблицы упр. 151 приведёнными словами.
2.2. Распределительный диктант.
— Запишите предложения в два столбика в соответствии с выбранным чередующимся гласным.
1) Носились знамёна, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала... (М. Лермонтов)
2) Мы Родину свою не выбираем, в наследство достаётся от отцов. (Л. Сорокин)
3) Блистает речка, льдом одета, мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд. (А Пушкин)
4) А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна. (С. Есенин)
— Укажите условия выбора чередующихся гласных в корне слова.
— Найдите в записанных предложениях устаревшие слова.
— Назовите используемые авторами изобразительно-выразительные средства языка.
— Выполните разборы по вариантам:
1 вариант: свою — фонетический разбор;
носились, мальчишек, звучно — морфемный разбор.
2 вариант: лёд — фонетический разбор;
достаётся, метелица, больно — морфемный разбор.
III. Выполнение творческой работы.
— Подберите синонимы к слову блистать. (Блестеть, искриться, сверкать, переливаться.)
— Используя синонимы и изобразительно-выразительные средства языка, напишите сочинение-миниатюру на тему “Снежинка”.
IV. Подведение итогов урока и рефлексия.
V. Дифференцированное домашнее задание.
1 вариант — упр. 152 (1—4 предложения).
2 вариант — упр. 152 (5—7 предложения).
3 вариант — составить диктант из предложений или подобрать текст со словами с чередованием е — и в корнях.