Неологизмы - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

Неологизмы - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

План урока

I. Проверка домашнего задания.

1.1. Презентация “Школьного словаря устаревших слов русского языка” Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской.

1.2. Фронтальный опрос:

— Какие слова называются устаревшими?

— Что такое историзмы?

— Что такое архаизмы?

— С чем связано существование такого пласта лексики?

II. Обращение к теоретическому материалу I § 12.

— С чем связано появление в языке неологизмов?

— Каково происхождение слова неологизм? Какие ещё слова с греческими корнями neos и logos вы знаете?

III. Закрепление.

3.1. Упр. 81 (задания 2—3).

3.2. Найдите в словарике орфографических и орфоэпических трудностей в конце учебника неологизмы и выпишите их.

Предполагаемый результат: дисплей (с. 232), Интернет (с. 233), плеер (с. 234).

3.3. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 84.

IV. Обращение к теоретическому материалу II на с. 85.

— Какие слова получили в языке “новое дыхание”? С чем это связано?

V. Закрепление.

5.1. Упр. 83.

5.2. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 86.

5.3. Презентация словаря-справочника “Новые слова и значения”.

VI. Авторские неологизмы.

6.1. Организация наблюдения.

— В языке появляются и так называемые авторские неологизмы. Что это такое, вы поймёте, познакомившись со стихотворением Н. Егорова (прослушивание и запись стихотворных строк).

От села

До переката,

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

— Найдите авторский неологизм.

— Почему автору понадобилось новое слово?

— Что же такое авторский неологизм? (Авторские неологизмы — слова или обороты речи, созданные автором литературного произведения с определённой целью и обычно не получающие широкого распространения, не входящие в словарный состав языка.)

6.2. Обращение к теоретическому материалу III на с. 85 (последний абзац).

VII. Подведение итогов урока.

— Расскажите, почему в речи появляются неологизмы.

VIII. Рефлексия.

IX. Дифференцированное домашнее задание. Повторить § 8—12, подготовиться к словарному диктанту на с. 87.

1 вариант — упр. 84.

2 вариант — упр. 82.

3 вариант — упр. 81 (задание 4).






Для любых предложений по сайту: [email protected]