Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Исконно русские и заимствованные слова - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
— Назовите группы слов по их значению.
— Приведите примеры на каждую группу слов (письменно, можно в виде эстафеты по рядам).
— Назовите известные вам толковые словари.
II. Знакомство с группами слов по их происхождению.
2.1. Наблюдение за языковым материалом. Упр. 65.
2.2. Обращение к теоретическому материалу I—IV § 10.
III. Закрепление. Упр. 64, 66.
IV. Обращение к теоретическому материалу на с. 75—76.
4.1. Составление таблицы ““Приметы” заимствованных слов”.
“Приметы” заимствованных слов
“Приметы” |
Примеры |
Начальные а или э |
Август, экзамен |
Наличие буквы ф |
Февраль, фиалка (исключение: филин фыркнул, фукнул: “уф-фу-фу”) |
Сочетания ге-ке, бю-пю, вю- мю-рю |
Гений — кепка, бюллетень — пюре, дежавю, мюсли, рюкзак |
Сочетание двух и более гласных |
Шоу, какао |
Иноязычные корни |
Акварель, автомобиль, биология, география |
4.2. Уточнение значений иноязычных корней по словарю иностранных слов (индивидуальные задания) — упр. 68.
4.3. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 73.
V. Закрепление. Упр. 69 (задания 1, 2).
— Знаете ли вы, что некоторые русские слова вошли в другие языки без перевода, без изменений. Это такие слова, как спутник, гласность, перестройка.
VI. Подведение итогов урока и рефлексия.
VII. Дифференцированное домашнее задание. § 10.
1 вариант — упр. 70 (задание 1).
2 вариант — упр. 67 (задание 1).
3 вариант — упр. 70 (задание 2).