ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, то есть формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть обучающиеся. Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию у обучающихся способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

В соответствии с ФГОС работа на уроках русского языка направлена на развитие четырёх видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные универсальные учебные действия

Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира

Регулятивные универсальные учебные действия

Способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

Познавательные универсальные учебные действия

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Задания, предлагаемые в учебнике “Русский язык” для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой, нацеливают обучающихся на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Материал учебника ориентирует на формирование у школьников важнейших общеучебных навыков (умения наблюдать, навыков исследовательской работы, а также реализации их художественно-творческого потенциала).

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами. Большая часть разделов и тем курса русского языка в 6 классе содержит материал, позволяющий ставить с обучающимися учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При выполнении заданий учебника шестиклассники осуществляют различные умственные операции с единицами языка (анализ, синтез, сравнение, классификация). Школьники делают умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной форме.

Важнейшими среди познавательных УУД являются следующие, отражающие методы познания окружающего мира:

— различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

— выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

— анализировать и фиксировать результаты опытов, элементарных исследований;

— воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

— проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

— применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

— презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Развитию перечисленных познавательных УУД способствуют, например, такие задания.

Познакомьтесь с материалами таблицы. Сделайте выводы.

Обращение на Вы свидетельствует о большей степени вежливости

Обращение на ты свидетельствует о меньшей степени вежливости

1) к незнакомому или малознакомому адресату

1) к хорошо знакомому адресату

2) в официальной обстановке общения

2) в неофициальной обстановке общения

3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату

3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату

4) к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату

4) к равному и младшему (по возрасту, положению) адресату

Рассмотрите таблицу. Как можно озаглавить таблицу и её графы?

Начальный вариант таблицы:

Пять уроков

Одна шестая посевов

Двое суток

Одиннадцать градусов

Две третьих участка

Трое юношей

Пятьдесят две книги

Шесть сотых сада

Обе подруги

Конечный вариант таблицы:

Разряды количественных числительных

Целые

Дробные

Собирательные

Пять уроков

Одна шестая посевов

Двое суток

Одиннадцать градусов

Две третьих участка

Трое юношей

Пятьдесят две книги

Шесть сотых сада

Обе подруги

После изучения теоретического материала I—V § 18 в результате коллективной работы в теоретической тетради появляется таблица.

Источники возникновения фразеологизмов, крылатых слов и выражений

Источники

Примеры

Разговорная речь

Надуть губы, от чистого сердца, вставлять палки в колёса

Профессиональная речь

Играть первую скрипку, не жалеть красок, трещать по всем швам

История и быт Древней Руси

Спустя рукава, засучив рукава, заткнуть за пояс

Богослужебные книги, Библия, Евангелие

Вавилонское столпотворение, манна небесная, глас вопиющего в пустыне

Античные мифы

Троянский конь, авгиевы конюшни, нить Ариадны

Литературные произведения

А Васька слушает да ест, на дерев ню дедушке, у разбитого корыта

Выполнение “Словарного диктанта” (например, на с. 228—229) сопровождается заданиями: сгруппируйте слона по видам орфограмм, выделите орфограммы. Ответьте на вопрос: “Какие слова и почему оказались в двух группах?”

Использование таблиц и схем, разнообразие заданий к ним позволяет развивать столь необходимый общеучебный кавык, как самостоятельная добыча знаний из различных информационных источников. Размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы шестиклассники учатся, работая с таблицами и схемами.

Немаловажными в процессе становления личности являются познавательные УУД, развивающие умственные операции:

— сравнивать различные объекты; выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

— сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

— выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

— классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

— приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

— выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Одним из этапов урока может стать следующий:

III. Сопоставление как способ различения частей речи.

3.1. Упр. 149 (часть 2).

3.2. Составление сопоставительной таблицы.

Признак

Наречие

Краткое прилагательное

Категория состояния

Значение

Признак действия

Признак предмета

Состояние природы или человека

Вопрос

Как?

Каково?

Каково?

Морфемный состав

Суффикс -о

Окончание -о

Суффикс -о

Член предложения

Обстоятельство образа действия

Сказуемое в двусоставном предложении

Сказуемое в односоставном предложении

3.3. Заполнение таблицы примерами из упр. 149.

Содержание и методический аппарат учебника способствует развитию аналитико-синтетических способностей, формированию таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

В учебнике предусмотрен ряд заданий, способствующих развитию познавательных УУД, формирующих поисковую и исследовательскую деятельность:

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

— составлять план простого эксперимента;

— выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос: “Почему выбрал именно этот способ?”);

— выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

— преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

— моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели) с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

— исследовать собственные нестандартные способы решения;

— преобразовывать объект (импровизировать, изменять, творчески переделывать).

Это такие задания, как, например, упр. 89 на с. 93 (часть 1).

Предполагается, что результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

— произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения различных лингвистических задач;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

— уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

— уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

— уметь устанавливать причинно-следственные связи;

— уметь строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— уметь устанавливать аналогии;

— владеть общим приёмом решения учебных задач;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

— уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Учебно-тематическое планирование ориентировано на реализацию федерального базисного учебного плана ФГОС, поэтому общее количество часов, отводимых на изучение русского языка в б классе, — 210. Учителя, продолжающие реализацию стандарта 2004 года до 2014/15 учебного года включительно, могут самостоятельно произвести сокращение часов в учебно-тематическом плане в соответствии с федеральным базисным учебным планом, по которому на уроки русского языка в 6 классе отводится 5 ч в неделю, то есть 175 ч в год при 35-недельном учебном годе.

Предлагаемые авторами программы 40 ч на развитие речи распределены следующим образом: 15 ч на изучение раздела “Речь” (§ 1 — 7), 25 ч на уроки развития речи (подготовка, написание и анализ изложений и сочинений).

10 ч, отведённых на “Повторение изученного в 5 классе”, распределены в первой части учебника по разделам “Речь”, “Лексика”, “Морфемика. Словообразование. Орфография”, “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол” в соответствии с установкой авторов программы: “Повторение не выделено в отдельный раздел, оно сопутствует изучению нового материала”.

Если в 5 классе преимущественно использовалась блочно-модульная подача материала (это было связано с тем, что содержание учебника в основном повторяло материал, изученный обучающимися в начальной школе), то в 6 классе преобладает пошаговая форма изучения материала параграфов.

Так как 6 класс — новая ступень в изучении лингвистики (5 класс — в основном систематизация и углубление изученного в начальной школе), целесообразно предложить обучающимся продолжить вести так называемые “Теоретические тетради”. Уже на первом уроке необходимо рассказать о значении этой работы. Это копилка знаний по лингвистике, которые обучающиеся будут фиксировать на протяжении нескольких лет. Записи в тетради предполагается вести до 9 класса.

Необходимо сразу договориться об использовании разных цветов при ведении записей:

красный — для выделения заголовков, терминов;

синий — для пояснения к ним;

чёрный или зелёный — для записи примеров.

В процессе преподавания русского языка необходимо формировать основы культуры речи попутно с изучением грамматического материала. Для этого используются материалы рубрики учебника “Говорим правильно”, специальных параграфов, посвящённых нормированному использованию частей речи и предупреждению ошибок в их употреблении, учащиеся адресуются к словарям и справочникам. Безусловно, это работа не одного или ряда специальных уроков. Учителю необходимо постоянно обращать внимание обучающихся на значимость соблюдения норм современного русского литературного языка, наличие в нём вариативности. Главная задача — вызвать у шестиклассников желание самостоятельно корректировать свою устную и письменную речь в соответствии с существующими нормами и, подчас вопреки сложившемуся языковому окружению, вводить их в активное употребление.

В конспектах уроков учитель встретит рубрику “Предполагаемый результат”, в которой представлены ожидаемые ответы. В слабом классе их можно использовать как образец.

В качестве одной из форм контроля за уровнем сформированность знаний, умений, навыков на этапе подведения итогов урока предлагается такая форма работы, как “Линейка достижений”. На “Линейке достижений” (прямая линия с координатами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) под числами учащиеся отмечают, например, первыми буквами названия разрядов прилагательных или выбор -н-, -нн- в суффиксах имён прилагательных и т.д. Такая форма тематического контроля значительно экономит время, развивает у обучающихся навыки быстрой мобилизации в краткий временной промежуток.

Необходимая структурная единица урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода — рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и оценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение урока соотносятся его цель и результаты, анализируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Вопросы, которые задаст учитель на этом этапе урока, ситуативны, предусмотреть их нелегко. Предлагаем приблизительный перечень вопросов и заданий, которые можно использовать на этапе рефлексии. Так как рефлексивные умения и навыки шестиклассников уже сформированы в ходе работы в начальной школе и 5 классе, их необходимо развивать, поэтому перечень форм работы по развитию рефлексивных умений и навыков по сравнению с 5 классом расширен.

Вопросы и задания для проведения этапа урока “Рефлексия”

Вопросы

1. Что вы знали по теме урока раньше? Что узнали нового?

2. Каких успехов вы достигли на уроке?

3. Какие затруднения возникли у вас?

4. С какими заданиями было нелегко справиться?

5. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответы?

6. Что вы не смогли понять (вспомнить)?

7. Что вам стоит повторить дома?

8. Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?

9. Кого и за что вы хотели бы поблагодарить после урока?

10. Как полученные знания можно применить в жизни?

Задания

Продолжите фразу:

“Я сегодня научился...”

“Я сегодня узнал...”

“На уроке я понял...”

“На уроке я вспомнил...”

“Теперь я могу...”

“Лестница успеха”

Выберите ступеньку, на которой вы находитесь в начале изучения темы. В конце урока вновь определите своё место на “Лестнице успеха”. Удалось ли вам подняться вверх? На сколько ступеней? Что этому способствовало?






Для любых предложений по сайту: [email protected]