Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение и обобщение материала по теме Словообразование. Орфография. Культура речи - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; закрепить орфографические навыки; развивать устную научную речь.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Работа в группе и в паре.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Это интересно”.
В 20-е гг. ХХ в. в русском языке стали активно образовываться сложносокращённые слова. Коснулось это и имён людей. Вот некоторые из них: Владлен(а), Марлен, Вилен(а), Виль, Вилор, Ким.
— Какие способы сокращения использованы при образовании этих имён?
II. Проверка домашнего задания. Словарный диктант по упр. 230 с взаимопроверкой. У доски три ученика пишут выборочный диктант: 1-й записывает слова с чередованиями в корнях; 2-й — слова с орфограммой “Гласные в приставках пре- и при-”; 3-й — слова с орфограммой “Буквы з и с на конце приставок”. Записи сопровождаются графическим выделением орфограмм.
III. Работа по теме урока.
1. Подготовка ответов на контрольные вопросы учебника (с. 126).
2. В ходе выполнения упр. 232 используются материалы, содержащиеся в тетрадях-справочниках. Примеры подбираются из упр. 233, 234. Учитель спрашивает учащихся, все ли способы словообразования представлены в материалах упр. 233 (нет бессуффиксного способа и сложения с суффиксацией), это определяет необходимость подобрать собственные примеры.
Учителю необходимо учесть, что слово малодоступный образовано способом сращения.
3. Таблица по заданию упр. 235 составляется с опорой на информацию, содержащуюся на обоих форзацах. Учащиеся находят орфограммы, которые связаны с правописанием гласных в корнях слов, дополняют число столбцов в таблице (орфограммы 5, 14, 15). Если таблица была составлена в тетради-справочнике в 5 классе, то графа с чередующимися гласными дополняется орфограммами 26, 27 и корнем -зар- — -зор-.
4. Упр. 237 выполняется у доски двумя учениками, класс оценивает их работу. Учитель обращает внимание на образование глагола подниматься, имеющего двойную мотивацию: подниматься ← подняться; подниматься ← поднимать; предлагает учащимся прокомментировать чередование ц // ч при образовании слова бубенчик (от бубенец) и сопоставить значение суффиксов -к- и -ик- в словах проталинка, песенка и бубенчик.
IV. Комплексная работа с текстом.
Работа над упр. 238 начинается с выразительного чтения текста, определения его темы и основной мысли. Орфографическая работа сопровождается взаимопроверкой и подготовкой обобщающего сообщения об имеющихся в тексте орфограммах.
Дополнительные задания: 1) найти фразеологизм; 2) объяснить, как образовались производные имена собственные. В работе можно использовать материалы энциклопедии “Москва” (сайт “Академик”).
На данном уроке можно обратить внимание на образование и правописание слова полгода (образовано способом сложения с сокращением: от половина года). Учитель предупредит учащихся, что слово половина очень продуктивно, в его словообразовательном гнезде 587 производных слов, и большая их часть имеет в составе сокращённый элемент пол-. Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать правило правописания таких сложных слов, представив для анализа группы производных (после анализа каждую из групп учащиеся дополняют своими примерами):
1) полтетради, полстакана, полчашки, полмесяца, полнедели, полсуммы;
2) пол-урока, пол-яблока, пол-ананаса, пол-арбуза, пол-антракта;
3) пол-ложки, пол-листа, пол-литра, пол-лимона, пол-луковицы;
4) пол-Москвы, пол-Европы, пол-Америки, пол-Ярославля, пол-Урала;
5) полумесяц, полутьма, полустанок, полукруг, полуботинки.
V. Подведение итогов урока. Самоанализ усвоения изученного.
VI. Домашнее задание. Упр. 241; подготовиться к контрольной работе.