Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Гласные в приставках пре- и при- (продолжение) - Урок 2 - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить выделять и писать слова с неясным значением приставок пре- и при-, а также с сочетаниями пре- и при-, входящими в состав корня; развить умение образовывать слова разными способами.
Личностные УУД. Смыслообразование. Обогащение словарного запаса. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Извлечение и переработка информации. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов. Умение вести диалог.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Замените приведённые выражения одним прилагательным с приставкой пре- или при-, запишите получившиеся словосочетания.
Крепость, которую нельзя взять; враги, которых нельзя помирить; электричка, на которой ездят за город; желание, которое нельзя побороть; такой, который является пока новым; такой, который не перестаёт.
Ответ: неприступная, непримиримые, пригородная, непреоборимое, непривычный, непрестанный.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Письмо по памяти. Выделение слова, в котором значение приставки учащимся неизвестно, — придумать. Формулировка цели урока: познакомиться со словами, в которых трудно объяснить значение приставки.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает, что есть слова, в которых правописание пре- и при- нужно запомнить. В небольшой группе слов принято определять значение приставки при- как “доведение действия до конца”: придумать, привыкнуть, присмотреться, а также “совершение действия в чьих-либо интересах”: притвориться, приберечь, припрятать. Есть группа слов, в которых при- и пре- стали частью корня: природа, приметный, препятствие.
2. Чтение и запоминание слов в рамке на с. 115, составление с ними словосочетаний и предложений. Два-три ученика работают у доски, записывая образованные от данных глаголов существительные. В слабом классе учитель может предложить образцы: приказать → приказ; пригласить → приглашение; привыкать → привычка.
Проверяя работу товарищей, ученики определяют способ образования слов, указывают, какие чередования произошли в их основах.
— От каких слов можно образовать несколько существительных, от каких — ни одного?
3. Работа со словами в рамках и с материалами для наблюдения на с. 116. Запись словосочетаний с этими словами.
IV. Закрепление изученного.
1. Объяснительный диктант.
В лесу каждый густой куст — это гребешок. И ни одного неряху линючего гребешок не пропустит, непременно причешет. Для него все равны: лиса, медведь, заяц. Всех он расчёсывает, причёсывает, приглаживает. С зайца — белый клок, с лисы — рыжий пук, с медведя — бурые космы. (По Н. Сладкову)
2. Самостоятельная работа с упр. 209, 210.
V. Подведение итогов урока. Учащиеся проводят перекрёстный опрос, проверяя усвоение орфограммы. Работа заканчивается самооценкой.
VI. Домашнее задание. Упр. 212; выучить слова в рамках на с. 112—116.