Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повелительное наклонение (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умение употреблять ь на конце глаголов повелительного наклонения; научить различать глаголы 2-го л. мн. ч. в изъявительном и повелительном наклонении.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Рефлексия. Познавательные УУД. Установление закономерностей. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Сколько глагольных форм записано в каждом слове: ходите, держите, носите, остановите, смотрите? Определите наклонение каждого глагола. Почему в обеих формах перед -те пишется буква и? Выделите в глаголах суффиксы и окончания.
II. Проверка домашнего задания.
— Образуйте формы повелительного наклонения от глаголов бежать, положить, класть, ехать, лечь, вылезать. Сформулируйте, в чём состоят особенности образования данной формы.
III. Изучение нового материала.
1. Составьте с каждой парой глаголов из лингвистической разминки предложения. Какое из них будет побудительным? (Работа выполняется с одной из пар — по группам. Результаты работы групп сверяются.)
2. Наблюдения продолжаются с использованием материалов учебника на с. 125, теоретические сведения комментируются, выполняется упр. 555.
По группам готовится алгоритм “Как различить глаголы 2-го л. мн. ч. в изъявительном и повелительном наклонении”. Учитель рекомендует использовать наблюдения над целью высказывания предложений, знания о наклонениях и об определении спряжения. Выбирается лучший алгоритм.
3. Выполнение упр. 556 дополняется составлением предложений.
4. Наблюдения над способами выражения повелительного наклонения с помощью формы 3-го л. с использованием материалов упр. 558. По итогам работы учащиеся делают вывод об использовании частиц пусть (пускай), да (давай, давайте) для образования формы повелительного наклонения по модели:
пусть + глагол 3-го л. → глагол повелительного наклонения.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Учащиеся по группам готовят призывы по заданию упр. 559, проводят мини-конкурс на самый оригинальный призыв и лучшее его произнесение.
2. Запись предложений из упр. 560 сопровождается орфографическим комментарием и работой у доски с разбором указанных местоимений.
V. Подведение итогов урока. Группы представляют сообщение “Способы образования повелительного наклонения”.
VI. Домашнее задание. Упр. 557.