Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повелительное наклонение - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с особенностями образования и изменения форм повелительного наклонения; научить распознавать глаголы повелительного наклонения; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Личностные УУД. Развитие эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Извлечение информации из учебного текста. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Словообразовательная разминка.
— Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова. С помощью слов какой части речи называются действия? Какими способами образованы эти слова? Разделите их на две группы.
Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Суффиксальный способ: пение, урчанье, пиликанье, чириканье; бессуффиксный: свист, скрип. Щебет — непроизводное.
II. Проверка домашнего задания.
1. Взаимоопрос об особенностях образования условного наклонения.
2. Работа в парах: обменявшись тетрадями, учащиеся проверяют, правильно ли подчёркнуты глаголы, подсчитывают число глаголов условного наклонения, использованных товарищем, выявляют победителя.
III. Изучение нового материала.
1. Перечитайте задание упр. 547, выпишите из него глаголы (напишите, составьте, подчеркните). Какие действия они обозначают? Как называется наклонение, в котором употреблены данные глаголы? Определите цель высказывания предложений. Сопоставьте два термина — повелительное (наклонение) и побудительное (предложение) и глаголы, от которых они образованы. Обратите внимание на то, что при формулировке задания учитель употребляет такие же формы. Проследите за речью учителя, найдите эти глаголы, запишите их. В каком числе употреблены данные глаголы? Употребите их в единственном числе. Какие окончания у данных форм?
2. Работа с материалами учебника (с. 121): выполнение указанных заданий, анализ и запоминание теоретических сведений. Учителю необходимо учесть, что в стихотворении В. Жуковского есть устаревшие формы. Это форма напой от глагола напоить (современная форма: напои — напоите). Во множественном числе формальное словоизменение по аналогии с другими глаголами (напой — напойте) приведёт к смешению разных слов. Устаревшим является также предлог про (для) в последней строке.
3. Наблюдение над образованием формы повелительного наклонения учащиеся проводят на основе таблицы на с. 121, подтверждают свои выводы чтением сведений на с. 123, выделяют формообразующий суффикс и окончания в записанных ранее глаголах.
IV. Закрепление изученного.
1. Выполнение упр. 548 начинается с подготовки выразительного чтения стихотворения. Анализируется цель высказывания предложений, знаки препинания, интонация. (В 1-м предложении форма повелительного наклонения глагола — давай поиграем).
2. Выполнение упр. 550 начинается с комментированного письма. Учитель помогает учащимся расставить знаки препинания, объяснить, почему глагол поклонись употреблён в форме единственного числа. Работа заканчивается выразительным чтением стихотворения, оценкой работы товарищей.
V. Подведение итогов урока. В каких ситуациях мы используем глаголы повелительного наклонения?
VI. Домашнее задание. Упр. 549.