Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с дефисным и слитным написанием сложных прилагательных (орфограмма 40); научить правильно употреблять дефисное и слитное написание сложных прилагательных, графически обозначать условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста и сообщений учителя. Схематизация материала. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— В чём особенность выделенных прилагательных? Сопоставьте данные формы с теми признаками, которыми сегодня наделены такие слова.
1) Разбрелись они по белу свету. 2) Гром грянул среди бела дня. 3) Не терпится добру молодцу силу свою испробовать. 4) Высвободил богатырь красну девицу из неволи. 5) Была она в туфлях на босу ногу. 6) Светлее чиста месяца, светлее красна солнышка.
Выделены краткие прилагательные. В современном языке они не изменяются по падежам и в предложениях преимущественно являются сказуемыми. В древнерусском языке они изменялись по падежам, о чём говорят закрепившиеся во фразеологизмах и фольклоре формы.
II. Проверка домашнего задания.
1. Диктант по материалам упр. 378. Дополнительное задание: сделать морфологический и морфемный разбор прилагательного по выбору.
2. Словообразовательный разбор слова роспись (← расписать, бессуффиксный), объяснение правописания приставки; характеристика паронимов роспись — подпись, образование от них прилагательных (расписной, подписной).
III. Изучение нового материала.
1. Повторение понятия сложные слова. Запись под руководством учителя в два столбика примеров прилагательных, образованных от корней слов, которые использовались в разминке: белоголовый, доброкачественный, красно-жёлтый, босоногий, чистосердечный, светло-голубой. Сопоставляя написание прилагательных, учащиеся формулируют цель урока.
2. Чтение и анализ правила на с. 35—36, образца рассуждения, самостоятельное рассуждение о правописании слов, приведённых в качестве примеров в правиле и записанных на доске. Запись правила в виде схемы.
Учитель может дополнить правило о дефисном написании знакомыми учащимся примерами образования сложных прилагательных путём повтора слов: бледный-бледный, хитрый-прехитрый, синий-пресиний.
3. Упр. 379 сопровождается рассуждением по образцу (работа парами).
4. Упр. 381 сопровождается комментарием слов, вынесенных в рамку, записью их в словарики, объяснением особенностей правописания.
Учитель рекомендует вспомнить вывод, сделанный в процессе лингвистической разминки, и объяснить, почему на конце первой части данных в рамках прилагательных пишутся буквы а и я (моделируем: из синя цвета в чёрный; из жёлта цвета в красный).
Учитель может сообщить о том, что в современном русском языке есть и другие сложные прилагательные с аналогичными частями, и предложить смоделировать эти слова из компонентов: чёрный, синий; чёрный, сизый; чёрный, лиловый; сизый, голубой; красный, жёлтый; красный, бурый; бурый, жёлтый; бурый, красный; жёлтый, зелёный, сохраняя указанную последовательность частей (исчерна-синий и т. д.).
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Творческий диктант. Замените выражения сложными прилагательными.
1) Вода с горьким и солёным вкусом; 2) сражение, во время которого пролито много крови; 3) треугольник с равными сторонами; 4) завод, на котором ремонтируют вагоны; 5) светлый оттенок зелёного цвета; 6) журнал, посвящённый научным и техническим проблемам; 7) птица, которая живёт на воде; 8) палата, занимающаяся торговыми и промышленными вопросами; 9) человек с красными щеками; 10) война 1904—1905 гг. между Россией и Японией; 11) завод, изготовляющий машины и тракторы; 12) река, по которой ходят суда; 13) округ Нью-Йорка; 14) участок с садом и огородом.
V. Подведение итогов урока. Проверка составленных схем.
VI. Домашнее задание. Упр. 382.