Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, графически обозначать условия выбора; научить правильно образовывать краткие формы прилагательных с суффиксом -енн-.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Эксперимент. Работа со справочной литературой. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Кто больше?”. Побеждает тот из учащихся, кто больше образует всевозможных прилагательных от слов на -мя. Что в составе исходных слов влияет на выбор количества букв н? Работу можно организовать, распределив слова между несколькими группами.

Обсуждая выполненную работу, учитель дополняет перечень слов, обращает внимание на чередования гласных на конце производящей основы, произношение некоторых слов рекомендует запомнить во избежание орфоэпических ошибок (эти слова выделены): именной, поимённый, одноимённый, безымянный; временнОй, врЕменный, одновремЕнный и одноврЕменный; племеннОй, иноплемЕнный, разноплемённый.

II. Проверка домашнего задания. Обмен тренировочными упражнениями, подготовленными дома, взаимопроверка выполнения работы. Учитель проводит мини-консультации.

III. Образование кратких форм прилагательных с основой на -н.

1. Учащиеся образуют все краткие формы от прилагательного юный: юн, Юно, юнА, Юны (повторяется особенность произношения прилагательного женского рода), объясняют, почему в этих прилагательных пишется одна буква н.

2. Как поступить, если на конце прилагательного две буквы н? С формами ж. р., ср. р. и мн. ч. всё ясно: мужественна, естественны. А как быть с формой мужского рода? Можно ли написать на конце две буквы н? Поэкспериментируем: мужественн, естественн.

3. Учитель сообщает об особенностях образования кратких форм от прилагательных с неударяемым -енный в полной форме: на конце формы мужского рода пишется одна буква н, и такие прилагательные оканчиваются на -ен или -енен. В некоторых словах возможен только один вариант (бесценен, несомненен), в некоторых — оба варианта (мужествен и мужественен).

4. Упр. 371 сопровождается обязательным комментарием учителя, поскольку в первую группу, образец к которой предполагает вариант -ен-, включены три прилагательных, которые не имеют такого варианта формы: только необыкновенен, неприкосновенен и несомненен. В сильном классе можно предупредить учащихся о наличии ошибки и дать задание найти такие слова. Помимо этого, предлагается поиск в упражнении слов, у которых есть дублетные формы. В работе можно рекомендовать использовать словари, в том числе в электронном виде на портале “Грамота.ру”.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Упр. 373, 374. При выполнении упр. 373 рекомендуется составить схемы, объясняющие постановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор одного из предложений.

V. Подведение итогов урока. Обобщённый комментарий по результатам выполнения упр. 374.

VI. Домашнее задание. По заданию упр. 375 записать 10 словосочетаний. Игрушку или фотографию с изображением игрушки принести в класс.






Для любых предложений по сайту: [email protected]