Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Непостоянные морфологические признаки глагола - Урок 2 - Глагол как часть речи - Глагол
Цели урока: 1) закреплять сведения об особенностях значения, образования, изменения и синтаксической роли форм наклонения глагола; 2) тренировать умение учащихся проводить грамматический и орфографический анализ глагольных форм.
I. Наклонения глагола (продолжение) (проверка домашнего задания, упр. 503, 507 (1, 2), 508).
Предложим учащимся слабого класса воспользоваться для описания речевой ситуации, в которой возможен диалог, изложенный в тексте упражнения 502, следующей схемой (схему предварительно вынесем на доску):
Кто? – Кому? - Где? – Когда? – О чём? – Почему? – Зачем?
После этого выслушаем сообщения отдельных учеников по темам упражнений 502 (2), 505, 506.
Попросим ребят при выполнении упражнения 503 составить два предложения с формами повелительного наклонения глагола, имеющими разные значения лица.
В ходе обсуждения главной мысли текста упражнения 507 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания: «Город в представлении автора текста – это живой организм, неспособный существовать без широких улиц, парков, электростанции, которые по своей значимости сопоставимы с жизненно важными органами человека. Стараясь передать это представление читателям, автор использует слова, называющие органы человека, - артерии, лёгкие, сердце – в переносном значении, для обозначения необходимых составляющих города, подчёркивая этим важность их роли в обеспечении его жизнедеятельности».
Одна из возможных форм работы с упражнением 508 может быть следующей. Распределим первые три темы сообщения об условном и повелительном наклонении между учащимися трёх рядов (вариантов, групп), а по истечении времени, отведённого на подготовку высказывания, попросим выступить отдельных учеников. После этого организуем совместное обсуждение последнего пункта плана и подведём шестиклассников к выводу, что глаголы в повелительном наклонении обычно употребляются в односоставных предложениях, глаголы в условном наклонении – чаще всего в двусоставных, глаголы в изъявительном наклонении – как в односоставных, так и в двусоставных предложениях.
Попросим учеников сначала устно составить доказательство во теме упражнения 509, затем самостоятельно записать соответствующие примеры и провести взаимопроверку записей в парах.
В сильном классе предложим учащимся выслушать сообщение ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 510.
II. Анализ грамматических форм глагола (упр. 501, в сильном классе – упр. 512 полностью, в слабом классе – упр. 512 (3)).
Учебная игра. После формулировки правил написания ь в формах глагола по усмотрению учителя можно провести игру «Аукцион», предложив учащимся назвать примеры соответствующих каждой приведённой в упражнении 501 схеме форм. Затем ребята записывают по два примера, иллюстрирующих каждую схему, в тетрадь.
В слабом классе при знакомстве с заданием 3 упражнения 512 учитель по своему усмотрению может облегчить учащимся задачу: предложить записать под диктовку готовые примеры, объясняя орфограммы (например, веселиться, пашут, учúте, стоило бы, обидится, верите, лаяла, пел, мыли), а затем соотнести их со схемами.
Д. з.: 1) упр. 511; 2) устное высказывание по схеме на с. 17 (повторение); 3) по желанию – упр. 507 (2).