Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Лексические нормы употребления прилагательных - Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных - Имя прилагательное
Цели урока: 1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения слов; 2) совершенствовать умение редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм.
I. Различение прилагательных-паронимов (упр. 448, 454 (устно)).
Результатом работы с заданием упражнения 448 должен стать вывод учеников о необходимости использовать слова в соответствии с их точным лексическим значением, чтобы не нарушить требование лексической сочетаемости.
По своему усмотрению учитель может напомнить учащимся сильного класса термин, который используется для обозначения однокоренных слов, сходных в своём звучании, но различающихся лексическими значениями.
II. Объяснение лексического значения слов путём подбора синонимов (упр. 449-451).
Попросим ребят после выполнения задания 1 упражнения 450 устно подобрать к записанным словосочетаниям синонимичные, помогающие понять значения этих устойчивых выражений.
Постараемся, чтобы учащиеся отметили в ответе на вопрос упражнения 451, что прилагательное краткий, в отличие от прилагательного короткий, имеет значение «сжатый, коротко изложенный», а прилагательное короткий, в свою очередь, может использоваться в значениях, которые не свойственны прилагательному краткий: это переносное значение «близкий, дружественный» (короткие отношения) и значение «меньший по длине, чем нужно», в котором используется только краткая форма прилагательного короткий.
III. Редактирование предложений с нарушением грамматических и лексических норм (упр. 455).
Постараемся внести коррективы в ответы учащихся сильного класса, чтобы они прозвучали примерно так: «В предложениях 1, 2, 3, 4 ученик допустил лексическую ошибку: использовал прилагательное без учёта его точного лексического значения. Правильные варианты: «седовласую старушку» (1); «единодушен с ним» (2); «У неё был воротник из лисьего меха» (3); «выдающимся учёным» (4). В предложениях 5, 6, 7 допущена тавтология – употреблены сочетания близких по значению (5) и однокоренных слов (6, 7). Правильные варианты: «Он отличался от других своей мощью» или «Он отличался от других своей невероятной мощью»; «Весь день шёл проливной дождь» или «Весь день хлестал ливень»; «На площади был открыт мемориал» или «На площади был установлен памятник»".
IV. Тренировка орфографических умений (упр.456).
Один из вариантов работы с орфографическим минимумом может быть следующим. Учитель предлагает шестиклассникам устно объяснить написание слов, составляющих первые три словосочетания, а затем закрыть книги и записать их под диктовку. Работа продолжается с каждой последующей группой словосочетаний (по три), после чего учащиеся проверяют свои записи по учебнику.
Д. з.: 1) упр. 441, 452 (по вариантам) (см. примечание 1); 2) индив. зад. – упр. 453 (см. примечание 2).
Примечания. 1. Предложим учащимся первого варианта поработать с прилагательным сильный (ветер), а учащимся второго варианта – с прилагательным холодный (взгляд). 2. Распределим задание упражнения 453 между несколькими учащимися.
Резерв – упр. 454 (письменно).