Роль имён существительных в словосочетании - Имя существительное в словосочетании и предложении - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Роль имён существительных в словосочетании - Имя существительное в словосочетании и предложении - Имя существительное

Цели урока: 1) совершенствовать умение определять синтаксическую роль имён существительных в предложении; 2) повторить и обобщить сведения о роли имён существительных в словосочетании.


I. Роль имён существительных в предложении (проверка домашнего задания).

Учащиеся, выбравшие для работы дома упр. 349, записывают предложение из упр. 346 в тетради и слушают объяснения одноклассников, которые использовали это предложение в качестве тезиса для своего сочинения-рассуждения. Затем ребята, работавшие дома с упр. 349, читают составленные дома предложения и диктуют одно из них (по выбору учителя) одноклассникам, объясняя постановку знаков препинания, после чего один из учеников читает своё сочинение-миниатюру (упр. 349 (2)).

После этой части работы ученики, получившие в качестве индивидуального задания упр. 353, делают соответствующие сообщения, и ребята записывают наиболее интересные из составленных одноклассниками предложений, подчёркивая существительные в роли подлежащего и дополнения.


II. Роль имён существительных в словосочетании (упр. 350, 351).

Прежде чем шестиклассники приступят к выполнению упр. 350, попросим их назвать модели словосочетаний, в которых используются имена существительные, и привести примеры соответствующих словосочетаний, а затем сверить свои высказывания с материалом упр. 350 (1).

После выполнения задания упр. 351 попросим ребят составить и записать предложение с одним из словосочетаний, соответствующих модели сущ. (гл. слово) + сущ., и подчеркнуть зависимое существительное как член предложения. Сопоставление словосочетаний, сходных по семантике, но различающихся структурой, подведёт учащихся к выводу о том, что это существительное является многозначным второстепенным членом, выступающим одновременно в функции косвенного дополнения и несогласованного определения.


III. Пунктуационное оформление предложений с однородными членами и обращениями (повторение) (проверка выполнения индивидуального домашнего задания (упр. 352), упр. 347).

Предоставим слово учащимся, подготовившим выразительное чтение предложений с существительными в роли обращения, выписанными из произведений художественной литературы, и попросим продиктовать два-три примера одноклассникам.

Выполняя упражнение 347, шестиклассники составляют схемы, объясняющие постановку знаков препинания в предложения, осложнённых однородными членами с обобщающим словом при них.


Д. з.: 1) упр. 355; 2) на выбор: упр. 354 (1) или упр. 330 с доп. заданием: показать синтаксическую роль существительных; 3) по желанию – упр. 354 (2); 4) индив. зад. – упр. 356, 357.

Резерв – упр. 341, 348






Для любых предложений по сайту: [email protected]