Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Слитное и дефисное написание сложных имён существительных. Закрепление - Правописание сложных имён существительных - Имя существительное
Цели урока: 1) дать представление о написании сложных имён существительных с пол- и полу-; 2) отрабатывать умение выбирать правильное написание сложных имён существительных.
I. Правописание сложных имён существительных (повторение) (распределительный диктант, проверка домашнего задания).
После того как один из учащихся расскажет о правописании сложных имён существительных, проведём распределительный диктант.
Задание. Запишите сложные имена существительные под диктовку, распределяя их в два столбика: 1) слитное написание; 2) дефисное написание.
Десятилетие, велогонки, Гарин-Михайловский, ванька-встанька, фотоаппарат, семиклассник, иван-чай, автомобилестроение, жук-носорог, иван-да-марья, трёхтомник, мать-и-мачеха, слюноотделение, генерал-полковник.
Затем попросим учеников, выполнявших индивидуальное задание (упражнение 309), продиктовать одноклассникам соответствующие сложные существительные и предложения, а ребят, работающих на местах, - объяснить их написание.
II. Правописание сложных существительных с пол- и полу- (текст (с. 139-140); упр. 311, 312, 314).
После вдумчивого чтения текста попросим учащихся ещё раз внимательно рассмотреть схему, стараясь запомнить примеры, и, закрыв книги, попытаться воспроизвести эту схему в тетрадях. Затем предложим ребятам внести коррективы в свои записи и устно по памяти перечислить условия выбора слитного и дефисного написания сложных существительных с пол-, сопровождая ответ примерами.
Один из вариантов работы со второй группой существительных, данных в упражнении , - распределение их в соответствии со столбиками схемы на с. 140. Сложные существительные, которые пишутся с пол- слитно, шестиклассники запишут отдельной строкой.
Текстоведческий анализ текста упр. 312 будет примерно следующего содержания. Тема текста – «Поход на каток», основная мысль – «Катание на катке началось неудачно». Это художественное повествование с элементами рассуждения. Предложения в тексте соединены с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи. Первые два предложения связаны с помощью форм слова (пойти – пошли) и однокоренных слов (каток – катание). Третье и пятое предложения связаны со вторым по смыслу, и порядок следования мысли устанавливается с помощью вводных слов во-первых, во-вторых. Четвёртое предложение связано с третьим по смыслу. Ставим от третьего предложения вопрос «почему?». Предложение 6 присоединяется к пятому по смыслу, ставим к нему вопрос «что было следствием этого?»; предложение 7 присоединяется к шестому с помощью союза но и местоимения это, а предложение 8 к шестому – с помощью лексического повтора (ремешком – ремешка). Предложение 9 связано с восьмым с помощью местоимения его.
Д. з.: 1) упр. 308 (см. примечание); 2) по желанию – упр. 313; 3) индив. зад. – упр. 315.
Примечание. Учитель по своему усмотрению определяет количество предложений, которые учащиеся должны составить с приведёнными в упражнении 308 словами (пять-десять).