Сочетание разных способов связи предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Сочетание разных способов связи предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) организовать наблюдение над текстами с сочетанием цепного и параллельного способов связи предложений; 2) формировать умение учащихся создавать тесты с заданным способом связи предложений.


I. Параллельная связь предложений в тексте (повторение) (проверка домашнего задания, упр. 221).

Поможем учащимся при анализе текста упр. 221 понять, что в этом рассуждении автор использует для обоснования своей точки зрения, которую он высказывает в первом предложении (тезис), композиционный приём сопоставления (сравнения). Автор приглашает читателя в собеседники, предлагает ему самому представить берёзу в разные времена года, и с этой целью использует тип речи описание. Таким образом, аргументы заключены в предложениях, представляющих собой элементы описания, с помощью которых автор иллюстрирует своё утверждение. Последний аргумент (описание берёзы весной) и вывод (последнее предложение) помогает нам в полной мере понять главную мысль текста: наиболее притягательна для автора берёза именно весной потому, что она кажется ему весёлой: видны её ствол и ветви, и пятнышки на стволе и ветках представляются весёлыми веснушками.

Автор использует параллельный способ связи предложений, поскольку каждое предложение - описание берёзы в разное время года - является полноценным аргументом, подтверждающим тезис (мысль, заключённую в первом предложении).


II. Сочетание цепной и параллельной связи предложений в тексте (текст (с. 95), упр. 224 (тексты 1, 2), 226 (1)).

Обратим внимание ребят, что цельность первого текста упр. 224 достигается тем, что третье предложение связано с первым лексическим повтором (листья), а со вторым – местоимением (с них).

С целью тренировки синтаксических умений по усмотрению учителя можно предложить задание записать текст и провести полный синтаксический разбор всех предложений или одного (по выбору учителя или учащихся). Если есть необходимость потренировать ребят конкретного класса в письменном изложении, предложим задание перечитать внимательно текст и, закрыв книги, записать его по памяти, после чего проверить свои записи по учебнику.

В сильном классе предоставим учащимся возможность самостоятельно поработать с текстом 1 упр. 226, а затем сверить со схемой на доске:

[ 1 ]

↓ ↓

[ 2 ]. [ 3 ]. → [ 4 ]. → [ 5 ]. → [ 6 ]. → [ 7 ]. → [ 8 ].

Попросим ребят назвать те средства связи, которые использовал автор при цепном способе: формы слова (повтор) и местоимения.

В слабом классе организуем совместную работу, помогая учащимся строить развёрнутые высказывания.


III. Использование разных способов связи при построении высказывания (упр. 223 (1)).

В слабом классе, чтобы направить усилия ребят при выполнении задания упр. 223 (1), по своему усмотрению учитель может прочитать образцы текстов. Другой вариант работы – комментированное письмо под диктовку с последующим анализом способа связи предложений в каждом из текстов.

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.


Д. з.: на выбор: упр. 223 (2) или 225.

Резерв – упр. 224 (3), 226 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]