Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Разученный диктант - Синтаксис и пунктуация
Цели урока: 1) потренировать учащихся в орфографическом и пунктуационном анализе текста; 2) проверить умение применять изученные орфографические и пунктуационные правила.
I. Орфографический и пунктуационный анализ текста (проверка домашнего задания, текст упр. 190).
При проверке выполнения упр. 189 (1) ещё раз обратим внимание шестиклассников на необходимость точно отражать в заголовке тему или идею конкретного текста. В том случае, если учащиеся не справились с заданием самостоятельно, предложим ответить на вопрос, о чём текст (о том, что является добычей муравьёв, что они приносят в дом и о том, чему отдают предпочтение). Таким образом ребята определят тему текста. Затем попросим их подумать и ответить на вопрос, что именно говорит автор по этой теме (муравьи отдают предпочтение, такой пище, как сочные семена, например, семена чистотела). Каким же может быть заголовок? Например, «Муравьиное лакомство».
Организуя работу по орфографическому анализу текста упр. 190, предложим учащимся выписать слова с пропущенными буквами и графически объяснить выбор написания, а затем составить схемы каждого предложения.
II. Смысловой анализ текста (упр. 190 (1)).
Постараемся добиться, чтобы в процессе обсуждения заголовка текста художественного повествования по рассказу К. Паустовского в ответах прозвучала мысль о том, что в заголовке использовано слово с суффиксом, который сообщает слову ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, но, поскольку это слово характеризует животное, то в таком контексте оно выражает юмористическое отношение рассказчика к виновнику описанных ситуаций, комическое недовольство его поведением.
III. Разученный диктант.
Предоставим возможность ребятам перечитать записи, сделанные на уроке, и затем продиктуем текст, минуя этап его предварительного прочтения.
Д. з.: на выбор: упр. 181, или 191, или интервью (см. этап 1 урока).