Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Предложения с прямой речью - Синтаксис и пунктуация
Цель урока – отрабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.
I. Виды и пунктуационное оформление сложных предложений (проверка домашнего задания).
При проверке выполнения упр. 160 уделим особое внимание частичному стилистическому анализу. В случае необходимости укажем, что текст относится к научно-популярному стилю речи, так как адресован всем, кто заинтересуется сведениями о внешних оболочках земли, и эти научные сведения изложены в нём в доступной форме. Этот текст может быть взят из учебного пособия для школьников, из научно-популярного журнала и т. п. Стилевые черты – объективность, точность, подчёркнутая логичность, отсутствие эмоциональности. Автор использует такие характерные для научного стиля лексические языковые средства, как термины, а из состава синтаксических средств – сложноподчинённые предложения.
II. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Конструирование (упр. 162; текст (с. 71); упр. 165).
Прежде чем учащиеся приступят к выполнению упр. 162, постараемся выяснить, вполне ли им понятны термины «прямая речь» и «слова автора», и в случае необходимости напомним, что автором в предложениях с прямой речью является тот, кто передаёт чьи-либо слова и указывает, кому эти слова принадлежат и как они произносятся. Затем попросим ребят продемонстрировать своё понимание в ходе анализа примеров.
Отрабатывая навык пунктуационного оформления предложений с прямой речью, подведём шестиклассников к осмыслению того, что автор передаёт содержание высказывания определённого лица не только дословно, но и с соблюдением соответствующей интонации и эмоциональной окраски, поэтому парный знак, выделяющий прямую речь, – кавычки – ставится после вопросительного или восклицательного знака (см. текст на с. 71).
Конкурс. Проведём конкурс на самое интересное (смешное, неожиданное по теме, обнаруживающее хорошее знание литературных произведений) предложение, составленное с использованием словосочетаний, данных в упр. 165.
В слабом классе по усмотрению учителя можно предоставить дополнительный лексический и синтаксический материал для составления предложений заданной структуры и соответствующего содержания (материал даётся в нарушенной последовательности).
1) Ты правда никогда не видел летающую кошку; весёлый клоун. 2) Меня зовут Винтик, а не Шпунтик; малыш. 3) Нарисуй мне мохнатую козочку; младшая сестра. 4) И совсем не нужно было мазать вареньем солёный огурец; самый маленький поварёнок. 5) Я не буду бегать по клумбам; слонёнок. 6) Когда-нибудь и я буду летать; толстая гусеница.
III. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Сочинение-миниатюра (упр 163).
Конкурс. По усмотрению учителя можно провести конкурс выразительного чтения, поставив перед участниками задачу выразить силу чувства (восторг, восхищение земной красотой), заложенного в поэтических строках, а также передать движение времени и изменения, произошедшие с дубом. Напомним и о необходимости донести до слушателя поэтическую идею. С этой целью организуем обсуждение содержания стихотворения, предложив подумать, какова же его главная мысль, и подведём ребят к высказываниям примерно следующего содержания: невозможно насмотреться на красоту земли, и поэтому для молоденького дуба, очарованного её красотой, незаметно пролетели века.
Предоставим шестиклассникам возможность выбора темы сочинения-миниатюры: предложим выполнить упр. 163 (2) или описать иллюстрацию к стихотворению (с. 70).
Д. з.: 1) упр. 167; 2) по желанию – упр. 166; 3) индивид. зад. - упр. 164, 168, 170.