Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Простое осложнённое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах - Синтаксис и пунктуация
Цели урока: 1) повторить сведения о видах осложнения простого предложения и дать общее понятие об обособлении; 2) тренировать учащихся в умении по семантическим, интонационными, грамматическим особенностям опознавать однородные члены предложения и обобщающие слова и проводить пунктуационный анализ.
I. Конструкции, осложняющие простое предложение (упр. 129-131).
Рассмотрев схему на с. 57 (упр. 129), шестиклассники отметят, что новой для них информацией являются сведения о том, что строение и значение (структура и семантика) предложения могут быть осложнены обособленными членами предложения. Цель внесения этих сведений в таблицу – пропедевтика изучения материала о причастных и деепричастных оборотах.
Конкурс внимательных. Попросим ребят в течение минуты ещё раз внимательно рассмотреть схему и закрыть книги. Затем предложим вспомнить, какие фигуры включала схема, какого цвета была каждая фигура, кружки какого цвета были большего, а какие -- меньшего размера; что было написано в жёлтом, зелёном, голубом, розовом кружке, а что – в оранжевом овале. После этого желающие изложат содержание всей схемы.
Упр. 130 может быть выполнено учащимися устно: попросим ребят изложить содержание схемы, сопровождая тезисы примерами из этого упражнения. Затем по усмотрению учителя можно провести взаимодиктант: ребята закрывают книги и в совместной работе восстанавливают в памяти и записывают прозвучавшие примеры, сопровождая их комментариями.
Попросим ребят самостоятельно провести интонационную разметку предложений упр. 131 и затем прочитать эти предложения, интонируя в соответствии со смысловой нагрузкой каждого структурного элемента.
В ходе работы над упр. 131 напомним ребятам, что в предложении в однородными членами, которые соединены повторяющимися союзами, запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом в том случае, если перечисление уже началось. Следовательно, схема первого предложения будет следующей: [O, O, да O, да O], а [ __ , С, ‗].
II. Предложения с обобщающим словом при однородных членах (упр. 132; по группам – упр. 133 (1) и 133 (2)).
На данном этапе урока продолжаем отрабатывать умение характеризовать однородные члены по плану: какие это члены предложения; от какого члена предложения зависят; на какой вопрос отвечают; чем выражены; как соединены; как оформляются на письме. Выясним, всем ли учащимся понятны термины «интонация перечисления», «интонация предупреждения» и соотносят ли ребята интонацию с соответствующими пунктуационными знаками (упр. 132 (1)). Напомним также, что однородные члены и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения (упр. 132 (2)).
Прежде чем ребята приступят к работе с упр. 133, попросим их выполнить задание, тренирующее в различении конструкций с обобщающим словом, стоящим после однородных членов, и предложений, в котором оба главных члена выражены существительными в именительном падеже.
Задание. Запишите предложения и подчеркните в них однородные члены. Объясните, в чём заключаются различия в строении этих предложений.
1) Розы, хризантемы, георгины – это садовые цветы. 2) Розы, хризантемы, георгины – все цветы пышно распустились в саду.
Предоставим шестиклассникам возможность выбрать материал для работы по конструированию предложений: упр. 133 (1) или 133 (2) (две тематические группы на выбор).
Слова для справок к упр. 133 (1): пассатижи, коловорот, стамеска, молоток, гвоздодёр, отвёртка.
Д. з.: упр. 135, 134.